|
СТРЕСС. ДАВЛЕНИЕ. ИНСУЛЬТСреди заболеваний, заметно помолодевших в последнее время, одно из первых мест занимает инсульт, который долгие годы считался прерогативой людей пожилого возраста.Но как свидетельствуют статистические данные, сегодня в нашей стране на 100 заболевших приходится 30 человек активного, творческого возраста. С таким диагнозом на больничную койку все чаще попадают совсем молодые люди - 17-20 лет, страдающие, как правило, пороками развития сердца, а также женщины 20-30 лет, принимающие гормональные контрацептивные препараты. Инсульты у мужчин в возрасте 40-60 лет обуслов-лены не только высокими стрессовыми нагрузками, но и большим потреблением алкоголя.
- Чем отечественная медицина отвечает на такое положение, связанное с ранними инсультами, и что нового предлагает для их лечения? - задаю вопрос начальнику интенсивной терапии клиники нервных болезней Военно-медицинской академии доктору медицинских наук Игорю ВОЗНЮКУ и в ответ получаю встречный вопрос:
- Какую первую помощь нужно оказать больному при внезапном остром нарушении мозгового кровообращения? Правильно, раздеть, положить в постель, приподняв головную часть кровати, и обязательно обеспечить абсолютный покой, вызвать “скорую помощь”. И это должен знать каждый.
До недавнего времени медики тоже старались не только не шевелить больного, но еще с помощью лекарственных средств создавать охранительное торможение.
Однако последние достижения современной фармакологии - создание новых лекарственных препаратов - позволили совершенно по-иному организовать лечение инсультов.
Применение новых препаратов на ранней стадии болезни помогает не только сохранить мозговую ткань в зоне повреждения и восстановить здесь кровоснабжение, но и поддерживать основные жизненные функции в течение первых кризисных дней.
- Игорь Алексеевич, значит, чем раньше начинается лечение, тем оно успешнее?
- Безусловно. Установленная прямая связь между исходами инсульта и сроками оказания неотложной помощи стала главным принципом организации лечения.
На этом основании утверждена концепция так называемого терапевтического окна, длительность которого - три-шесть часов с момента заболевания. В течение этого времени необходимо начать бороться за восстановление проходимости сосудов, в которых нарушился кровоток: вовремя восстановленное кровообращение позволяет сохранить максимум мозговой ткани.
Но и одного этого еще недостаточно. Нарушение мозгового кровообращения сопровождается возбуждением стрессактивных образований.
- Игорь Алексеевич, объясните, пожалуйста, что при этом происходит?
- Представьте, внешне больной лежит, но его внутренние процессы ведут себя так, будто он бежит стометровку. А если такой “бег” продолжается несколько суток? Нетрудно представить, насколько разрушительным он оказывается для человека.
Так вот новые препараты позволяют противостоять этим разрушительным реакциям, не затормаживая самого больного. Сохраняя активность сознания, они активизируют нейромедиаторные ресурсы организма, способствуют и более раннему восстановлению.
Такой подход дает возможность уберечь в рабочем состоянии не только неповрежденные функции, но и быстрее восстановить пострадавшие.
- Сколько же времени потребуется, чтобы добиться такого успеха?
- На качественное восстановление, максимально возможный успех, уйдет три месяца и еще семь месяцев, в течение которых успех можно определенным образом развить. Однако при этом необходимы организация и ранней, и последующей реабилитации больных, включая санаторно-курортное лечение.
Практика показала, что адекватная помощь в первые часы заболевания сокращает больше чем вдвое суточную летальность.
Госпитализация больных в первые сутки дает такие результаты: более 25 процентов из них к концу месяца полностью восстановились, а 75 процентов за этот период смогли сами себя обслуживать. Раньше таких пациентов было меньше 10 процентов.
- Игорь Алексеевич, среди факторов риска по-прежнему лидирует гипертония?
- К сожалению, да. Международные данные свидетельствуют о том, что из 100 инсультов 70-75 происходят на фоне высокого артериального давления.
Опыт Финляндии показал, что профилактика гипертонии способствует и профилактике инсультов. После 20-25 лет борьбы с гипертонией количество инсультов в этой стране за последнее десятилетие снизилось в два раза, а, например, в Санкт-Петербурге результаты в пять раз меньше. Беседу вела
Евгения ПЕНОВА.
|
|