|
ПОМИНАЛЬНАЯ ЧАРКАОна прочно вошла в наш быт, став неизменным атрибутом печального события - поминовения усопшего.После похоронного обряда на кладбище, как правило, - поминальный стол. За ним не произносят здравиц и тостов, а главное - не сдвигают со звоном и стуком рюмки и стаканы со спиртным. Лишь тихо звучат прощальные слова: “Земля ему пухом!”, “Пусть ему легко жить, землю держать!”, “Пусть он роду своему снится!” Для умершего - отдельная стопка. Она наливается до краев, прикрывается кусочком хлеба и ставится рядом с зажженной свечой возле иконки. Тут она стоит и во время поминок на девятый день после похорон, и на “сороковины” - сороковой день, и через год.
Корни ритуального поминовения усопших - в заупокойных тризнах древних славян, сопровождавшихся обильными трапезами. Как правило, они не обходились без выпивки, предназначенной как для живых, так и для мертвых. В основном, правда, это был мед, изредка заморское вино. Их ныне повсеместно заменила водка. Однако осталась неизменной поминальная каша-кутья, попробовать которой за поминальным столом перед выпивкой обязан каждый.
Обыкновенными днями почитания умерших бывают кануны праздников, главным образом субботы, которые называют “родительскими”. Среди них особо выделяется Дмитриева суббота, во время которой справляют осенние поминки по умершим родичам. “В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит”, - говорят в народе. Еду и питье для ушедших из жизни предков оставляют после рождественской трапезы. В последний день Масленицы (в так называемое Прощеное воскресенье) просят прощение у умерших, для чего идут на кладбище, оставляя на могилах чарки с водкой и блины. В “зеленую” субботу, накануне Троицы, выпивают чарку, жалея самоубийц и вспоминая тех, кто сгинул в дороге, на чужбине.
Основное поминовение умерших совершается в начале Фоминой, или Проводной, недели, которая следует за Пасхальной. Этот день называется Радуницей, а также - “проводами”, “гробками”. Поминальная трапеза, как правило, совершается на кладбище. Несколько яиц, оставшихся после пасхальных празднеств, раскладывают на могилах, яичную скорлупу также зарывают или крошат, чтоб ее склевали божьи пташки. Поминая умерших, выливают на могилу рюмку водки (чтоб омочились запекшиеся кровью уста умерших) и говорят: “Ешьте, пейте и нас, грешных, вспоминайте”. Произносят еще такие слова: “Наши родные, не поминайте лихом! Чем хата богата, тем и рада” или: “Тут моя родня, тут моя мать, тут буду и я почивать”. Остатки пищи раздают нищим, странникам и продолжают поминки дома.
Грустно среди надгробных памятников и крестов. Казалось бы, даже птицы умолкают, когда люди ведут тихий разговор с покинувшими этот солнечный мир предками. Но вот все возвращаются домой, и вокруг звучат смех, шутки, песни. Поминальные чарки нередко превращаются в заздравные чаши. Этим как бы вновь утверждается жизнь в ее пестрых и ярких обновках...
Владимир СУПРУНЕНКО.
|
|