считаем калории
 

 ЛИКБЕЗ
 ПОЛЕЗНОЕ
 СЧИТАЛКА
 СВЯЗЬ
Разные материалы
 
 
 

   

 

РОДНОЙ РЕБЕНОК СТАЛ ЧУЖИМ

- По исследованиям, проведенным среди школьников в возрасте от 12 до 14 лет, - говорит ведущий психолог краснодарского краевого Центра социальной реабилитации детей и подростков Тамара ПАВЛОВА, - до 97 процентов учеников и учениц находятся в состоянии самоутверждения. Такой вывод можно сделать по существующим методикам.

Учителя жалуются: среди подростков страшно ходить по коридору. Мамы, которые изредка наведываются в школу, в ужасе: звонок, распахивается дверь и, сметая все на пути, из школы вырывается толпа последними словами ругающихся мальчишек... Вчерашняя тихоня-дочка тоже неожиданно грубо реагирует на мягкое мамино: “Покушай...” - “Отстань!” Ершистые в классе, замкнутые дома, агрессивные на улице. “Что стало с детьми? - недоумевают родители. - Словно нам их подменили”.

Давайте попробуем разобраться. Реакцию детей в этом возрасте внешне действительно можно принять за самоутверждение. Однако при глубоком анализе оказалось, что не самоутверждение - психическое основание агрессии и грубости, а... стремление к самостоятельности.

До 12 лет ребенок - в семье и школе, вообще везде, где бы ни находился, - впитывает, накапливает, запечатлевает отношения между взрослыми, все, что происходит в окружающем его мире. Вот дома мать самоутверждается перед отцом: “Я не буду опять разогревать борщ!” Отец в свою очередь не уступает матери: “Что ж! Переживу без ужина!” Теща (свекровь) становится в позу: “Я вам не прислуга выносить ведра и мыть тарелки!” Ну и так далее. Естественно, что и реакция детей в такой семье к 12 годам на любую просьбу взрослых становится прямо противоположной. Дочь подросла, мать ждет от нее помощи, заботы, участия, взамен - равнодушие, лень. Фраза “ну сколько раз можно повторять” становится ключевой.

Увы, исследования показывают, что самоутверждение между взрослыми происходит более чем в 90 процентах семей. Не имея возможности сильно и полно самореализовываться социально, взрослые “выпускают пары” внутри семьи. Разряжаются друг на друге и, к сожалению, на детях.

Особенность “критического” подросткового возраста в том, что к 12 годам ребенок начинает активно проживать до сих пор лишь теоретически усваиваемый опыт. Причем не с 7-10 лет, как думают взрослые папы и мамы, а с самого раннего возраста. Точнее, от рождения. Самые первые сильные впечатления - и не просто впечатления, а способ общения и способность отношения к окружающим людям - схватываются и перенимаются ребенком от взрослых с первых часов жизни и до 3 лет. В таком именно возрасте, когда большинство родителей процесс воспитания откладывают на потом: “Пусть растет, потом научим”. А потом-то бывает уже и поздно учить...

Итак, все запечатленное до 12 лет выливается в самостоятельное переживание, поступки. И не просто, а еще и в умноженном виде. Таковы глубинные свойства человеческой психики. Сила умножения у разных детей разная, но она проявляется всегда. И тогда родители недоумевают, откуда в сыне, вчерашнем “зайчике”, вдруг открывается столько злобы, а в дочери - эгоизма. Родители встречаются с тем, что посеяли в детях. Это жесткая, к сожалению, и очень горькая закономерность.

Если в доме негативные проявления в течение многих лет ничем позитивным не гасятся, попросту говоря, если ребенок ни в ком не встречает добра, его душевные силы оскудевают, поэтому и энергетика срыва порой достигает огромных размеров. Пустяковая зацепка - немедленный взрыв. Малейшее давление - гнев, ненависть, противоборство. Может происходить и наоборот - закручивание всего негативного вовнутрь. Особенно у девочек. Результат не лучше: затаенные обиды, внутренняя неврастения, истерики, недовольства.

Раз душевных сил мало, нет и внутреннего образа действия “по справедливости”. Дети прекрасно знают, что старших “надо уважать” и не думают тронуться с места в трамвае, подождать, пока старушка, шаркая ногами, поднимется по ступенькам. Мы говорим: “Какие грубые, невоспитанные дети растут!” Семья обвиняет школу, педагоги - родителей. А у ребенка просто нет сил быть добрым, хорошим, вежливым. Мало того, их неоткуда черпать...

При этом дети прекрасно пишут сочинения о плохом и хорошем, а вот в реальных отношениях не могут хорошее осуществить. Дети еще не научились лицемерить. Мы, взрослые, свою злобу умеем маскировать вежливостью и примерным поведением. Дети получают от нас внешние представления о том, как быть добрыми. Но не внутренние, к сожалению и нашему стыду.

И вот в 12-14 лет все впитанное выходит в самостоятельное проживание, да еще с большим “творческим” наполнением. Внешне ребенок продолжает развиваться. Ходит на музыку, изучает английский. Но внутренне готов самостоятельно принимать решения, способен к самостоятельному действию и уже не столь внимательно склонен прислушиваться к советам. Он может многое делать сам - вот откуда необыкновенная, поражающая взрослых активность, необычайная в этом возрасте самостоятельность. Она внутренне обеспечена. И взрослые могут либо принять новое состояние своих детей, либо отвергнуть. Тема эта достаточно серьезная, и мы поговорим об этом в следующем номере “Друга дома”.

Записала Ирина СТАНИСЛАВОВА.