считаем калории
 

 ЛИКБЕЗ
 ПОЛЕЗНОЕ
 СЧИТАЛКА
 СВЯЗЬ
Разные материалы
 
 
 

   

 

КАКОЙ КОНФУЗ!

Сыну 8 лет. Он застал нас с женой, когда мы занимались любовью. Как нам поступить и как эта сцена может повлиять на мальчика? Д. Ж. г. Демидов.

Аналогичный вопрос хоть однажды возникает в жизни подавляющего большинства родителей. Детей ведь не закроешь, а заниматься любовью для взрослых людей - вполне обычно. Поэтому рано или поздно многие супруги внезапно обнаруживают, что рядом с их ложем любви стоит (сидит или лежит на полу) их отпрыск любого возраста - от 3 до 12 лет.

Эта сцена больше конфузит взрослых - они стесняются того, что их застали за “неприличным” занятием. Да, именно так мы воспитаны - любовь и секс приличнее таить и не демонстрировать прилюдно. Конечно, это правильно - не стоит проявлять при всех интимные отношения, которые сама природа диктует считать глубоко личными. Но лишь личными, а никак не стыдными. Тем не менее подавляющее большинство людей в глубине души или совершенно осознанно ощущают потребность скрывать свои сексуальные занятия именно как нечто, что может вызвать осуждение со стороны.

Между тем секс если и интересует ребенка, то лишь как еще одно из проявлений жизни. Поэтому именно реакция родителей, обнаруженных на “месте преступления”, и определит дальнейшее отношение их отпрыска к сексуальным проблемам вообще, к самим родителям и к себе, как мальчику (или девочке).

Нередко бывает так, что, обнаружив подглядывающего за ними сына, родители вдруг решают, что ребенок созрел для просвещения, и закатывают лекцию о любви и сексе. При этом “лектору” ужасно неудобно, а потому информации больше в его поведении, чем в словах, и ребенок делает совсем не те выводы, на которые рассчитывал взрослый: этим заниматься стыдно, но они почему-то это делают.

Словом, воспитательные усилия родителей могут порой ухудшить ситуацию. Чтобы разобраться, стоит усвоить некоторые общие положения. Во-первых, у родителей должна быть своя комната (или территория), вход в которую для детей ограничен. Например, с младых ногтей ребенок должен знать, что входить в родительскую спальню можно, только постучав. Во-вторых, отношения между родителями должны строиться таким образом, чтобы ничто, происходящее между ними, не расценивалось (ими и ребенком) как неприличное, стыдное, непристойное, обидное для кого-то из них. Это общая культура поведения и взаимоотношений, ее невозможно создать в результате временной кампании. В-третьих, еще раз вспомним, что наше поведение отражает наше собственное отношение к проблеме, а потому лучшее средство от смущения - осознавать, что секс - не стыдное, а лишь обособленное занятие. Это позволит разговаривать с ребенком спокойно и без эмоций.

Да и вообще - стоит ли разговаривать? Здесь нужно соблюдать разумную меру. Если ребенок спрашивает, что за занятие нашли себе родители, их окрик или замалчивание приведет к поиску информации на стороне, к расцвету фантазий на интимную тему, к опошлению ситуации. С другой стороны, ни сухая научная лекция, ни эмоциональный разговор, ни привычная формулировка “вырастешь - узнаешь” не дают гарантий, что будет преодолена взаимная неловкость. Поэтому разговор должен быть кратким и лучше сразу.

Маленькому ребенку (лет до 6-7) можно сказать, что родители любят друг друга, возятся, играют - точно так же, как малыши. Более старшему (лет 10-12) надо объяснить что любовь - как соревнование: кто сильнее ее проявит. Еще более старшему ничего не нужно объяснять (он и так уже все знает, хотя бы теоретически), а просто попросить выйти, а в дальнейшем стучать перед тем, как открыть дверь в комнату к родителям.

Таким образом, говорить нужно о любви. Это и отвлекает ребенка, и придает происшедшему человеческий, душевный смысл, а вовсе не стыдный, животный.

Юрий Прокопенко, врач-сексопатолог, кандидат медицинских наук, обозреватель “Друга дома”