|
ОКОЛИШНА НА ДАРМОВЩИНКУ Как по традициям справить свадьбуПолтора-два столетия - для истории краткий миг. Но на земле за это время сменяется несколько поколений. И потомки уже не помнят о том, как жили их совсем недавние в историческом смысле предки. А ведь любой даже потомственный городской род ведет свое начало из села, где когда-то, пусть и давным-давно, жили пращуры современных горожан. Разве неинтересно узнать, как протекала их бытовая, повседневная жизнь, какими были их будни и праздники, как они работали и отдыхали? Веками существовал определенный жизненный уклад, который обеспечивал и материальное благополучие семьи, и преемственность древних традиций, и высокий уровень духовной культуры. Ученый-этнограф Василий Баскаков рассказывает о том, как справлялась в те времена свадьба в обычной среднерусской деревне.- В прошлом женитьба по любви была редким исключением. Браки обычно заключались по выбору и воле родителей. И кстати, надо сказать, что такие браки бывали счастливыми и крепкими, так как жизненный опыт позволял старшим учитывать все “подводные камни”, которые могут встретиться на пути молодой семьи. Родители будущих жениха и невесты в первую очередь обращали внимание не на внешнее благосостояние, а на то, насколько смогут сойтись характерами и достойно сосуществовать друг с другом парень и девушка. Ведь в селе все его жители на виду - свой характер и привычки от окружающих не скроешь. И если, скажем, молодой человек отличался излишне горячим и ершистым нравом, то подругу ему выбирали спокойную, уверенную в себе, могущую постоять за себя, но не стремящуюся задираться по любому поводу.
Излишне флегматичному находили такую спутницу жизни, которая могла бы взять на свои крепкие плечи ведение хозяйства.
И действительно, такой подход давал, как правило, отличные результаты. Удачный подбор пар приводил к тому, что уже спустя непродолжительное время супруги отлично притирались друг к другу, ладили, в доме были мир и достаток и хорошо воспитывались дети.
Безусловно, и в те времена были неудачные супружеские союзы, например когда девушку, несмотря на ее нежелание, выдавали замуж в богатый дом именно из-за богатства будущего жениха. Но эти случаи являлись не правилом, а исключением. Недаром они были темой песен, преданий.
И именно потому, что выглядели из ряда вон выходящим явлением.
Так и напрашивается сравнение явно не в пользу нашего времени, когда, к сожалению, редким исключением становятся именно удачные браки, когда разводы - обычное явление. Поневоле подумаешь о том, что наши предки, пусть и не такие ученые, были в некотором смысле куда мудрее современных родителей и детей.
Как же справлялись свадьбы?
При сговоре отцы “ударяли по рукам”, и начиналось приготовление к торжеству. За несколько дней до праздника мыли избу, скоблили полы и лавки, варили до сорока ведер браги - густой, сладкой и хмельной. Резали свинью или теленка.
Накануне венчания - венчались обязательно, так как предки твердо придерживались православной веры, - устраивался девичник. В дом невесты приезжали будущие свекор и свекровь - передавали подарки от жениха. Обязательными подарками были шерстяные чулки, полусапожки-коты, зеркальце, мыло и остальное по выбору старших.
Накрывали стол привезенной с собой скатертью и выставляли свое угощение. За стол садились заранее приглашенные родные невесты, а она сама с подружками сидела в светелке или в уголке горницы. Гости и хозяева угощались, “величали” женихову родню, а те отдаривались деньгами. Когда “величание” кончалось, свекры снимали свою скатерть, а большой праздничный обед собирали уже родители невесты.
Рано утром в дом жениха приходили все свадебные “чины”: “тысяцкий” - главный распорядитель свадебного поезда и обрядов; двое “бояр”-шаферов; “дружки” со стороны жениха - увеселитель и затейник; их помощники “полудружки”, обязательно повязанные полотенцами; посаженные отец и мать - ряженые, заступающие место родителей в свадебном обряде; сваха; “повозник” - правящий лошадьми в голове свадебного поезда.
Каждый должен был подарить жениху, в зависимости от своих возможностей, курицу с десятком яиц или просто краюху хлеба.
Откушав обед в доме жениха, все эти лица шли во двор запрягать лошадей - украшать упряжь, подвязать колокольчики и бубенчики.
“Дружка” брал образ, которым на сговоре благословляли жениха, и трижды обходил готовый свадебный поезд.
Часто этому поезду, направлявшемуся к дому невесты, любители выпить на дармовщинку устраивали “околишну” - перегораживали путь палкой или веревкой, а то и просто клали на землю снятую с головы шапку. Поезд останавливался. “Дружка” подносил стоящим у “околишны” чарочку из полуштофа. Те выпивали и освобождали дорогу.
Невеста между тем сидела в горнице. Рядом с ней брат и сваха-”плакса”. Встречали подъ-ехавший поезд родители невесты и приглашали всех в дом.
“Дружка” шел к брату невесты, шутливо грозил ему плетью и требовал уступить место жениху. Брат предлагал сначала его “озолотить”. “Дружка” клал на середину и по углам стола деньги, и тогда на “выкупленное” место садился жених. Также церемонно менялись местами и сватьи.
Праздничный обед длился долго. На стол ставили солонину, свинину, говядину, студень с хреном, молочную лапшу, крупяник, разные кисели и множество пирогов - с творогом, капустой, грибами, кашей. Причем каждый пирог был до полуаршина длиной (аршин - семьдесят один сантиметр). Подавалась брага. Все пили и ели, сколько душе угодно.
В избу и сени набивалось великое множество народа - их тоже угощали, а в благодарность за угощение пришедшие пели свадебные песни. Только жених и невеста по обычаю сидели тихо, потупив глаза.
По окончании обеда по знаку “дружки” все обедавшие вставали и молились. Отец с матерью подводили невесту к жениху со словами: “Мы даруем тебе невесту, люби ее!”, благословляли молодых, а они клали перед иконой по три земных поклона. Жених брал невесту за руку и усаживал в свадебный поезд, который двигался к храму.
После венчания сваха-“плакса” убирала молодую - снимала с нее девичий убор, расплетала одну косу и заплетала две. На голову надевала кичку или платок, сопровождая свои действия жалобными припевками.
Из церкви ехали в дом молодого. Но на полдороге “повозник” останавливался и жаловался, что лопнула супонь. Для связки супони ему вручали красивый шелковый пояс, который он убирал за пазуху и после этого трогал лошадей.
В сенях гостей ждала “встречная сваха” с деревянной чашкой в руках. Она брала из чашки пригоршни мокрого хмеля и осыпала им молодых и участников свадебного поезда. В горнице все садились за стол. На почетном месте - молодые, которые, по традиции, не прикасались ни к еде, ни тем более к браге.
После обеда “тысяцкий” и обе свахи вели молодых спать в “клеть” - небольшую выстроенную во дворе каморку. А гости продолжали веселиться в избе, ожидая “повечерников” - дядей, братьев и родственников молодой.
“Повечерники” стучались в ворота, которые в ожидании их приезда держали закрытыми. Приехавшие просили их впустить, так как они привезли “дорогой товар”. Те, кто провожал молодых в “клеть”, шли их поднимать.
А “дружка” с товарищами приступали к “покупке товара” - сундука с приданым. Молодая дарила новой родне рубахи и платки.
А свекор одаривал ее деньгами.
Гостей снова звали к застолью с лакомствами - орехами, яблоками, пряниками, потчевали вином. Веселились до рассвета. На другой день новобрачные вместе с “дружками” ехали к родителям молодой. Теща угощала нового зятя блинами, вкусным обедом. На третий день уже тесть и теща отправлялись в гости к зятю.
А с четвертого дня жизнь входила в обычную, будничную колею. Любопытно, что целый год после свадьбы не полагалось принуждать молодую жену к работе, она могла, и то по собственному желанию, заниматься уборкой в избе - подметать пол, мыть посуду. А так как семьи в те поры были большими, то приготовление обеда, работа по хозяйству выполнялась другими членами семьи. Считалось, что лишнее физическое и нервное перенапряжение может неблагоприятно сказаться на здоровье ожидаемого первенца.
Записала
Людмила АЛЕКСАНДРОВА.
|
|