считаем калории
 

 ЛИКБЕЗ
 ПОЛЕЗНОЕ
 СЧИТАЛКА
 СВЯЗЬ
Разные материалы
 
 
 

   

 

ЭТО БЫЛ КОШМАРНЫЙ СОН

Меня интересует проблема комплекса у тех женщин, которые пережили попытку изнасилования. Как последствие возникло отвращение к половой жизни. О.C. Архангельская область.

Изнасилование - одно из тяжелейших преступлений. Посягательство на половую неприкосновенность воспринимается женщиной как величайшее оскорбление. В сочетании с угрозой жизни или здоровью оно может привести к возникновению отрицательных эмоций по отношению к интимной жизни.

Как бы ни происходило изнасилование - грубо или без применения силы, с принуждением или почти “добровольно” (чтобы не было хуже), женщина всегда ощущает себя униженной и оскорбленной. Принципы, впитанные с молоком матери (девичья честь, уважение, личная неприкосновенность и т.д.), не позволяют отнестись к происходящему хотя бы безразлично. Играют роль и взгляды общества - многие считают, что в изнасиловании виновата сама женщина. Поэтому, даже если изнасилование не сочетается с угрозой жизни, происходящее оказывает сильнейшее стрессовое действие.

Психологи и врачи выделяют такое состояние, как синдром травмы изнасилования. У большинства женщин вслед за происшедшим развивается сильнейшая невротическая и депрессивная реакция. Отвращение к мужчинам и ко всему свету, к самой себе, самобичевание типа “зачем я туда пошла, почему не сопротивлялась, зачем накрасилась и т.д.” занимают почти все сознание жертвы. Через некоторое время (дни, недели, месяцы) острое состояние сменяется более спокойным и скрытым. Нередко жертвы изнасилования меняют друзей, место жительства, работу в попытке уйти от того окружения, которое может быть в курсе несчастья. Постепенно буря в психике успокаивается: сама или с помощью психотерапевта женщина продолжает жить, однако нередко в ее сознании происходят изменения, отражающиеся на характере и даже на всей жизни.

Сексуальные проблемы развиваются у большинства жертв изнасилования. Чаще они проявляются в отвращении к мужчинам, к близости с ними, в отсутствии возбуждения и оргазма.

У некоторых женщин после изнасилования развивается мнимая гиперсексуальность: они пускаются во все тяжкие, часто меняют партнеров, цинично относятся к любви и интиму. женщина как бы доказывает себе и окружающим, что, несмотря на изнасилование, она остается желанной, пользуется успехом.

Если женщина на момент изнасилования уже живет регулярной половой жизнью, состоит в браке, то отвращение к насильнику, страх перед сношением нередко переносятся на мужа. Понимая непричастность супруга к происшествию, женщина не в силах бороться с ужасными картинками, которые рисует ей подсознание при возможной близости. Если же с мужем были проблемы и раньше, если после несчастья он повел себя как-то “не так”, то крупные раздоры и даже развод почти неизбежны.

Что же делать, чтобы восстановить свое естественное отношение к жизни? С самого начала стоит четко и ясно уяснить, что изнасилование - проблема психологическая. Ведь в физическом плане произошло то, что патологией не является, - половой акт. В подавляющем большинстве случаев насильник - человек не совсем полноценный, испытывающий определенные трудности в общении с женщинами. Не умея завязать настоящий контакт, он прибегает к насилию, причем, естественно, выбирает жертву заведомо слабее себя. Недаром множество изнасилований сопровождаются побоями и оскорблениями как попыткой показать себя более сильным и значимым, чем женщина.

Почти в половине случаев у насильника возникают проблемы в самом процессе изнасилования: слабая эрекция, ускоренное или затянутое семяизвержение и так далее.

Поэтому женщине не стоит носить в себе боль и страх изнасилования. Лучше поговорить о происшедшем со специалистом - психотерапевтом, психологом, сотрудником центра помощи изнасилованным (такие есть во многих городах). В конце концов, разговор с понимающей и сочувствующей подругой также способен принести значительное облегчение. Главное - выплеснуть из себя страдание.

С помощью собеседника или самой женщине нужно понять, что происшедшее - следствие больших проблем у самого насильника, а поведение потерпевшей роли почти не играет. Она могла кокетничать или вести себя скромно, пользоваться вызывающей косметикой или быть ненакрашенной, но нападение на нее не было спровоцировано этим, а зависело только от того, что насильник “дозрел” именно в этот момент, а не в какой-то другой. Поэтому никакие самообвинения не должны иметь места. Никакие случаи не могут изменить ценность человека как личности. Не нужно доказывать это себе и другим, живите как прежде, зная, что ваша ценность как женщины, невесты, жены ни в коей мере не изменилась от того, что жизнь столкнула вас с преступником.

Наконец, очень важно знать, что изнасилование не имеет никакого отношения к половой жизни как таковой. Оно - результат патологии насильника. Значит, проводить параллели между происшедшим и своей обычной жизнью, личностью насильника и другими мужчинами - в корне неверно. Об изнасиловании стоит помнить лишь как о кошмарном сне, который больше никогда не повторится.

Юрий Прокопенко, врач-сексопатолог, кандидат медицинских наук, обозреватель “Друга дома”