считаем калории
 

 ЛИКБЕЗ
 ПОЛЕЗНОЕ
 СЧИТАЛКА
 СВЯЗЬ
Разные материалы
 
 
 

   

 

УЧИТЬСЯ ИЛИ... ЛЕЧИТЬСЯ?

Вопрос, кажется, глупее некуда. Ну какой нормальный отец, какая благоразумная мать желает разрушить здоровье своему, пусть не единственному, но самому неповторимому и ненаглядному, ребенку? Но, как ни странно, многие родители не жалеют сил для того, чтобы вместе с аттестатом лет через 10-11 сын или дочь получили как минимум по одной хронической болезни.

Недавно моя знакомая с гордостью сообщила, что им с мужем удалось устроить шестилетнего сына в какой-то сверхэкспериментальный класс. Несмотря на протесты бабушки, известного в городе детского врача, с 1 сентября малыш, который едва научился читать и писать, начал готовиться по системе вуза. Заданные уроки дети в этом классе должны учить не по учебникам, а по различным источникам, которые еще предстоит раздобыть. Родители рады: какая интересная учеба ожидает их сына! Как же, ему предстоит готовить рефераты! Они пока еще не представляют, сколько сил у них уйдет на добывание “интересных источников”.

Однако проблемы родителей - мелочи по сравнению с теми трудностями, которые преодолевают дети в подобных классах. Самая “маленькая” неприятность - ученики, перегруженные программами, устают от школы, и через год-два учеба превращается для них в автоматический процесс, который приходится терпеть, потому что некуда деться. Поток “экспериментальной” информации буквально топит неокрепший детский мозг. А способ ее получения, по мнению психологов, может серьезно повлиять на нервную систему школьника и даже на психику. Но об этом мы поговорим в следующих номерах “Друга дома”. Теперь же остановимся на проблеме физического самочувствия.

Судя по заявлениям врачей, так называемые школы нового типа - лицеи, гимназии с повышенной нагрузкой, экспериментальные классы - расшатывают здоровье первоклашек сильнее, чем обычные средние школы. Данные, полученные после акции под названием “Всероссийская диспансеризация детей”, опечалили специалистов. Уже к концу первого года обучения в классах с повышенной нагрузкой появляется в два раза больше детей с гипертонией. На 90 процентов у несчастных первоклашек-передовиков увеличивается общее изменение артериального давления, невротизация достигает 55-83 процентов.

В настоящее время санитарно-гигиеническая экспертиза экспериментальных программ не проводится. Школьные работники (педагогами таких учителей язык не поворачивается назвать) внушают родителям, что интенсивные школьные нагрузки - это плата за получаемые сверхзнания. И родители, которые хотят видеть своих детей в будущем “богатыми и здоровыми”, верят организаторам экспериментальных классов. Забывая при этом, что существуют нормативные требования, запрещающие давать домашние задания первоклассникам. А ведь их очень неглупые академики разрабатывали...

Судя по данным опросов, 85 процентов детей ежедневно делают уроки в среднем по 37 минут, 30 процентов сидят над домашними заданиями более часа. И даже в выходные дни дети-первоклассники мучаются над домашними уроками! В результате, по данным Министерства образования РФ, каждый второй гимназист заканчивает учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления (для сравнения: в общеобразовательной школе переутомляются
20-30 процентов учеников).

Даже если ваш малыш абсолютно здоров, вам следует обратить внимание, когда вы забираете его из школы, на явные признаки переутомления: бледность, вялость, апатия, домашние капризы, например нежелание обедать. Ребенок, напротив, может быть и чрезмерно возбужден. Если появляются жалобы на головную боль, окулист заставляет носить очки - тут уж, как говорится, комментарии излишни.

Но раз уж вы твердо решили дать ребенку повышенную нагрузку, вы должны позаботиться о том, чтобы она не сделала его хронически больным. Ударные дозы витаминов и биологических добавок, которые у нас почему-то можно купить в любой аптеке без рецепта, здоровье не сохранят и не прибавят. Самое разумное, что можно предпринять - организовать распорядок дня дома таким образом, чтобы физические нагрузки компенсировали “умственный застой”. Дети, кстати, интуитивно чувствуют, что им нужно. Недаром они рвутся гулять в любую погоду и готовы дотемна проводить время со сверстниками во дворе.

Телевизор, включенный днем, - совершенно недопустимая блажь. Сейчас такое “кино”, что минуты у голубого экрана вообще следует строго дозировать. Тем более что для загруженного уроками школьника просмотр мелькающих картинок - дополнительная нагрузка для мозга. Это вовсе не отдых от школьных задач! Как бороться с заданиями на дом первокласснику? Если вы робеете поговорить на эту тему с учительницей, вам, родителям, самим придется садиться дома за уроки вместе с ребенком. Попросту говоря, “разжевывать” ему задания, чтобы они легче и быстрее усваивались и освобождали время для активного отдыха.

Родителям первоклассников нелишне встретиться со школьным врачом, который хорошо знает обстановку в школе, и откровенно с ним поговорить. Он может дать хороший совет, неважно, есть у вашего ребенка какие-либо заболевания или нет. Если врач ограничится рекомендациями типа “побольше аскорбинки для повышения иммунитета”, больше к нему не обращайтесь. Если хоть что-то, хотя бы чуть-чуть в состоянии или поведении ребенка начинает вас тревожить, поищите хорошего специалиста.

Выясните, есть ли в школе горячие обеды и что предлагают в буфете. Именно тогда, когда на 6-7-летнего малыша наваливаются чрезмерные эмоциональные и умственные нагрузки, он очень нуждается в сбалансированном питании. Не успокаивайтесь тем, что вам удается убедить ребенка нормально поесть, когда он приходит из школы. Нужно, чтобы и на большой перемене ваш первоклассник не оставался без завтрака или перекуса. Стакан чая с сахаром и утренний хлеб с маслом - не в счет. Что можно дать ребенку с собой, если горячей еды в школе нет? Лучше всего - большое яблоко, хлеб с сыром, может, отварной кусочек говядины. Всякая мама лучше знает, что нужно ее малышу. Важный момент: ребенок может постесняться есть сам или будет наскоро запихивать мамин бутерброд по пути из класса в класс. Такого быть не должно. Поэтому выясните, есть ли у ребенка в классе приятель, и настаивайте, что дружбу надо делить вместе с яблоком. Это вопрос, впрочем, тонкий. Если родители классного товарища безалаберно относятся к питанию своего чада, а вы не в состоянии обеспечивать бутербродами и “того парня”, решите, что делать. Либо убедите сына или дочку отправляться на обед “со своим куском” в школьный буфет, где он может купить стакан чая, либо готовьте бутерброд потолще, рассчитывая на то, что половина от него не оставит ребенка голодным. Многие родители просто дают деньги на булочку в школьном буфете. А вот с шоколадками, гематогенами и прочими сластями в ярких упаковках, которые “повышают умственную активность”, детские опытные врачи советуют быть осторожнее. Витаминов в этих концентратах не так уж много, а аппетит они перебивают. Ребенок просто не захочет идти в школьную столовую. А между тем “столовская” булочка и чай, простая пища помогут школьнику сохранить аппетит для вашего вкусного, здорового обеда.

В экспериментальных классах любят одевать детей в “свою” форму так, чтобы они отличались от остальных, одетых кто во что горазд. И это в общем неплохо. Беда в другом. Портних выбирают почему-то сплошь и рядом “модных”. В результате этого или под видом экономии костюмчики шьются узкие и короткие. В давящей одежде или короткой - ребенок может об этом молчать - ваш сын или дочь будут испытывать постоянный дискомфорт. Или, чего недоброго, простудится, носясь на переменках до седьмого пота по школьным коридорам, а затем выбегая во двор.

Одним словом, все, что происходит в школе - экспериментальной или простой, должно быть предметом вашего самого повышенного интереса и активного внимания. Чтобы быть уверенными в том, что ребенок ходит в школу учиться, за хорошими знаниями, а не за плохими болячками.

Ирина СТАНИСЛАВОВА.