считаем калории
 

 ЛИКБЕЗ
 ПОЛЕЗНОЕ
 СЧИТАЛКА
 СВЯЗЬ
Разные материалы
 
 
 

   

 

НЕ КОПИТЕ ОБИДЫ...

На работе бывает всякое, и не каждый мирно уживается в коллективе. Как высказать претензии коллеге, подчиненному и даже начальнику и при этом не обидеть, не прослыть скандалистом, а, напротив, улучшить деловые отношения? Вот что советуют психологи.

Не навешивайте ярлыков. Ваши слова должны быть связаны только с поступком человека, но не с оценкой его личности. Если сотрудник опоздал, не обобщайте: “Вы безответственный!” - речь должна идти лишь о конкретном опоздании.

Не требуйте невозможного - говорить можно только о том, что человек в силах изменить. То есть ваша критика должна быть конструктивной. Недопустимы фразы типа “Вы слишком стары для этого...”, “Конечно, при таких родителях...”.

Постарайтесь говорить именно о том чувстве, которое вы действительно испытываете по этому поводу. “Мне было очень обидно, что вы сделали мне замечание при всех...” Так как вы говорите не о сути замечания, а лишь о собственных эмоциях, это не провоцирует ответное возражение и исключает развитие ссоры.

Попробуйте не давать советов (“Я бы на твоем месте...”) и не ставить оценок (“Это неразумно”, “Это нереально...”). Тем самым вы занимаете поучающую позицию, которая едва ли принесет пользу.

Не копите обиды, не делайте их предметом обдумывания по ночам (“Я ему скажу... А если он мне ответит... Ну, тогда я ему...”). Не припоминайте давних обид - вы-то их помните, а другой давно уже забыл, о чем идет речь. В то же время, прежде чем сказать первое слово, будьте уверены, что в данный момент вас готовы выслушать. Поэтому лучше не выяснять отношения, когда человек занят работой, или плохо себя чувствует, или прямо с “порога”, а также в присутствии других.

Всегда высказывайте претензии лично человеку - нельзя допускать “прозрачные намеки” в его присутствии (“А вот некоторые сотрудники постоянно опаздывают...”, “А кое-кто считает...”). Такие фразы ставят человека в двусмысленное положение: ответить нельзя, потому что имя не названо, и промолчать тоже - ведь и он, и окружающие поняли, о ком идет речь. А подобная атмосфера в коллективе не способствует нормальным деловым отношениям.

Анатолий САФОНОВ.