считаем калории
 

 ЛИКБЕЗ
 ПОЛЕЗНОЕ
 СЧИТАЛКА
 СВЯЗЬ
Разные материалы
 
 
 

   

 

ИЗБЕЖАТЬ ОДНООБРАЗИЯ

Ставшее банальным утверждение, что мода - отражение общественной жизни, тем не менее находит свое подтверждение в ежегодных модных коллекциях. Мода не только пассивно отражает жизнь, она интегрирует процессы, происходящие в обществе. Разобщенность, национальные конфликты, жестокость и одиночество людей в мегаполисах в последние десятилетия заставляют нас испытывать ностальгию и идеализировать прошлое. Поэтому в моде создается главный образ сезона - старомодность! Уже многие годы объектами внимания дизайнеров становились разные десятилетия прошлого века и романтика далекой старины. Сегодня мода продолжает свое путешествие в “обратно”, заинтересовавшись в том числе и загадочным Средневековьем, создавая иллюзию защиты, уюта и стабильности.

Мода конца прошлого и начала нового века все еще на перепутье, в противоречии: нет цельности оформления стилей и образов, но успешные попытки уже сделаны, идеалом по-прежнему остается прошлое. Стилизуются 20-е и 60-е годы с их четким геометрическим силуэтом, милитаристский образ 40-х, романтика и элегантность 50-х, классика 70-х. На подиумах - манекенщицы типа Линды Евангелисты и Нади Ауэрман - воплощение красоты и безупречности стиля.
Ретроспектива - единственный шанс избежать однородности, которая наводнила рынки и магазины. Потребитель уже не хочет одеваться “как все”. Он хочет, смешав стили, образы и детали, создать свой собственный стиль и продемонстрировать свою индивидуальность предположительно смешением невероятных стилей и деталей: оборки в одежде мужского направления, романтические детали в джинсовой одежде, шифон в одежде для улицы, мягкость - в конструктивных решениях, легкость - в зимней одежде.
Новый крой создает новые объемы. А поскольку в центре внимания кутюрье - сокращение объемов, в моду одновременно вводятся эффекты ритмичности, кручения, уклона, которые разрушают традиционный баланс и вносят в силуэт движение.
Ткани по-прежнему задают в моде тон. На первое место выступают тщательная обработка, привлекательность структуры и текстуры, технологическое повышение основных качеств, которые стали многофункциональными. Хлопок при определенной обработке создает защиту от ветра и непогоды в зимнее время. Шелковые и атласные ткани увеличились в объеме за счет прослоек и хорошо сочетаются с матовыми и плотными материалами. Но главная новость - возвращение в спортивной одежде денимов и шерстяных (или с начесом) материалов.
Высокая функциональность и комфортность “одежды для активного отдыха” заимствованы у альпинистов и уже знакомого образа байкера. Атласные и стеганые материалы комбинируются с хлопком с начесом.
В стилевом отношении, тканях и дизайне предстоящий сезон предлагает спортивную одежду с контрастными эффектами. Многочисленные функциональные детали, утвердившиеся в моде, становятся менее дерзкими и агрессивными.
Еще один способ создать свой индивидуальный стиль - творческая переработка этнического прототипа, соответствующая духу современности. В настоящее время это костюмы народов Скандинавии и других стран Севера.
Конкретно все же тенденции выражены в определенных модных образах. Выделено четыре, хотя в действительности микростилей значительно больше, и грани их практически стерты.
Ретромода
Здесь по-прежнему господствует эклектика. Верхняя одежда предпочтительна в длинном узком силуэте или в классическом тренче свободного объема. Вообще вещи остаются маленькими и довольно плотно прилегающими к телу. Нередки модели с поясами, причем пояса в основном узкие или средней ширины.
Воротники в верхней одежде - предмет особого внимания современных дизайнеров. Прежде всего - это классические воротники с лацканами разной ширины и конфигурации, апаш, стойки. Часто воротники дополняются меховыми боа или горжетками в духе моды 40-х годов.
Ретрокостюмы моделируются под знаком женственности: моды начала века,
50-х годов и отчасти 40-х. Улавливаются ассоциации и с модой 70-х.
Большим разнообразием отличаются юбки. Это могут быть парафразы юбок начала ХХ века, с отрезным внизу воланом, предельно узкие в стиле 50-х или красиво драпированные, юбки, скроенные по косой или заложенные крупными складками.
Классических брючных костюмов в стиле 70-х сравнительно мало. Модны длинные брюки, чуть мешковатые короткие или узкие укороченные. Жакеты в комплектах могут быть как свободными, так и сильно прилегающими. Длина колеблется.
Платья прямого силуэта, свободные, носятся с поясом или без него. Воротники, как правило, отсутствуют. Но очень разнообразны вырезы: круглый, V-образный, щелевидный, асимметричный, лодочка или наглухо закрытый. Длина - “шанель” или миди. Рукава - длинные или три четверти.
Платья могут быть дополнены трикотажным жакетом, пальто длиной вровень с платьем или короче платья.
Метрополитен
Новая мода рождается не только из прошлого. Она постепенно нащупывает самостоятельные пути из новых технологий, материалов, создавая тем самым потенциал для нового дизайна. Тема проходит под знаком романтики.
Так, например, рядом с пальто в стиле “колледж” предлагаются пальто с ярко выраженной асимметрией полочек. Остаются в моде пальто из набивных тканей, но очень видоизменяется орнамент, в котором трудно уловить раппорт.
Пальто могут быть плотно прилегающими или широкими, почти рубахообразными. Такие модели чаще всего дополняются поясом.
Жакеты в брючных костюмах редко приталены и укорочены. Брюки посажены на бедра и дополнены поясами с большими пряжками ювелирного характера. Плечевой пояс несколько расширен, лацканы удлиненные, застежка на одну пуговицу. Создается впечатление, что жакет с чужого плеча, причем он не велик, а мал.
Сегодня мода сконцентрировала свое внимание на оформлении воротников. Одно из самых интересных предложений: концы шалевого воротника продлены и завязываются на манер шарфа.
Брюки - от классической ширины до очень зауженных и по-прежнему декорируются металлической фурнитурой и шнурами.
Платья по образу очень женственны. У них строгий стиль и одновременно мягкие линии. Платья не отрезные, и многие носятся с поясными ремнями. Очень разнообразны вырезы: от совсем глухих до довольно больших декольте. Платье может быть заужено книзу или, наоборот, расширено или заканчиваться широким воланом. Модная длина - “шанель”.
Спорт-сити
Эта тема расшифровывается как проникновение спортивного стиля или деталей спортивной одежды в повседневные городские ансамбли.
Большие пальто и куртки-пуховики вызывают ассоциации со снаряжением альпинистов. Мягкие и легкие, они не имеют застежек, запахиваются или скрепляются поясом. Особую “улетность” им придают огромные, в том числе шалевые, воротники. Комплекты дополняются длинными свободными брюками и яркими трикотажными изделиями (джемперы, пуловеры, свитера, гетры) с типично норвежским орнаментом и сапогами-ботфортами.
Другие комплекты напоминают о конном спорте: это брюки-галифе, жокейские сапоги. Модели имеют меховые воротники. Куртки или из кожи, или текстильные.
Отдельные модели ассоциируются с экипировкой фехтовальщиков, но снабжены пышными меховыми воротниками и перчатками автомобилистов.
Ни один комплект в теме не обходится без трикотажа, в том числе больших шарфов, с орнаментом северных народов.
Фэнтази
Это своеобразный протест унификации моды в одежде. Желание создать свой индивидуальный стиль. Здесь прием смешения стилей, деталей нагляден, как ни в одной другой теме. Основными критериями создания модной одежды являются оригинальность и неповторимость. И в этом стремлении авторы доходят до китча. Тем не менее и здесь заложена своя идея.
У пальто ясно выражены детали классического стиля, особенно в дизайне маленького пальто. Необычность и новизна заключаются в использовании тканей с рисунком, напоминающим декоративную драпировку или обивку. Для большей декоративности предлагается использовать узкие, длинные, до колена, шарфы, не очень функциональные. Многие модели оторочены мехом, причем оторочка на бортах полочек чаще всего контрастного цвета. Необычно в отделке сочетание двух видов меха контрастной фактуры.
Мода каждого года предлагает новую манеру ношения одежды. Стиль Fantasi дает очень нетривиальное решение: пальто и жакеты нужно носить расстегнутыми, но при этом стянутыми ремнями.
Здесь обыгрывается образ куклы или стиль трогательной девочки, идущей на воскресную мессу. Платье из ткани в нежных цветах, воротнички Питера Пэна, крошечные карманчики - не функциональны. Стилю унисекс здесь нет места.

Татьяна САХАРОВА, искусствовед.