|
ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ- Ну скажи - рыба.
- Иба.
- А скажи - рак.
- Лак.
Согласитесь, редкий ребенок сразу без проблем и занятий у логопеда осваивает произношение шипящих, говорит четко, не мямля и не проглатывая звуки, выдерживая нужную интонацию. Впрочем, добиться этого не так уж и сложно, если не пускать развитие речи малыша на самотек (к школе, мол, научится), а заниматься с ним буквально с того момента, как он стал произносить первые звуки и слова.Как правило, к двум годам ребенок уже начинает говорить. Может быть, не так хорошо, как вам хотелось бы, но все же любящая мама прекрасно его понимает. А вот понимают ли его окружающие? И насколько его ошибки серьезны, что может пройти со временем, ведь окончательно артикулярный аппарат формируется к 5 годам, когда требуется немедленная консультация логопеда, и как помочь ребенку правильно и красиво говорить, рассказывает психолог Эля ПРОКОФЬЕВА.
- В первую очередь я бы хотела остановиться на тех моментах, с которыми нельзя справиться своими силами. Во-первых, это заикание - здесь нужно обращаться и к невропатологу, и психологу, и логопеду. Только их совместные усилия могут дать положительный результат. Во-вторых, если к двум годам ребенок вовсе не говорит. Здесь опять же следует обратиться к невропатологу. Дело в том, что к этому возрасту ребенок уже должен мыслить не образами, как раньше, а предложениями. И если этого не происходит, то в дальнейшем он может несколько отставать в развитии от сверстников.
Третья группа - это малыши, которые постоянно “гнусавят”, то есть их голоса звучат с носовым оттенком. Проконсультируйтесь у врача отоларинголога. Скорее всего, причина в увеличенных аденоидах.
И наконец, если вы замечаете, что, когда ребенок говорит, у него между зубами виден кончик языка или раздуваются щеки, а речь немного “хлюпающая”, обязательно покажитесь логопеду.
Причем с визитом к специалистам лучше не затягивать, иначе привычка говорить неправильно укоренится, и откорректировать речь будет намного сложнее. Но это, как я уже сказала выше, крайние случаи.
Обычно же 2-3-летние малыши в силу того, что понимание речи значительно опережает физиологические “произносительные” возможности, просто-напросто заменяют более трудные звуки на более удобные для произношения (рак - лак, мышь - мыс), начинают “укорачивать” многосложные слова либо “проглатывать” отдельные труднопроизносимые звуки, а порой и целые слоги (крокодил - адил) или меняют слоги или звуки местами (фасоль - сафоль). Одни малыши в этом возрасте говорят очень тихо, а другие, наоборот, испытывают трудности, говоря шепотом.
Все это можно скорректировать, занимаясь так называемой артикуляционной гимнастикой. Упражнения следует выполнять буквально по нескольку минут в игровой форме, но каждый день.
Первое, что нужно сделать, - научить ребенка “полакать молоко”, как это делает котенок. То есть быстро выбрасывать и втягивать язык. Затем - поцокать, как лошадка (это необходимо для постановки звука Р). Вытянуть губы вперед и повыть, как волчонок: “у-у-у”. Если малышу сложно сделать это самому, то пусть он сначала дует в трубочку. Следующее упражнение - надуть щеки и резко “лопнуть” их, разжимая губы. И наконец попросите ребенка показать зубки и несколько раз сомкнуть и разомкнуть их, не пряча за губами.
Занимаясь, либо сами показываете все эти упражнения, а малыш просто будет повторять и копировать вас, либо положите перед ним зеркало, и пусть он смотрит на свое отражение. Детям обычно это очень нравится.
Помимо таких канонических упражнений существует масса других способов, готовящих артикуляционный аппарат ребенка к произношению различных звуков, особенно шипящих. Пусть малыш дует на одуванчик, сдувает мелкие бумажки и кусочки ваты, дует на чай в блюдце, пускает в тазу бумажные кораблики и дует на них, изображая ветер, как можно больше пускает мыльные пузыри, задувает свечки на торте и даже пытается надувать воздушные шары.
Очень полезно научить ребенка растягивать гласные звуки. Возьмите в руку клубок, дайте малышу кончик нитки и, пока он идет в противоположный угол комнаты, разматывая нить, пусть тянет гласный звук (а, о, у, и, э). С тем же успехом можно “тянуть” сочетания звуков (ау). Пока звук тянется - нитка раскручивается. Звука нет – ниточка обрывается. Очень полезно многократно повторить простые звукосочетания (та-та-та, да-да-да, га-га-га) и так далее.
К трем-четырем годам словарный запас ребенка значительно увеличивается. Сказать хочется очень многое, очень быстро, но из-за этого опять же проглатываются части слов, не хватает дыхания, чтобы произнести слово или фразу целиком. Поэтому опять же нужно предложить комплекс игровых упражнений на развитие речевого дыхания. Опустите в стакан с водой трубочку для коктейля, и пусть ребенок, сделав вдох носом, выдохнет в трубочку. Получится буря в стакане. Из бумаги нарежьте несколько тонких полосочек и закрепите их на нитке. Это лепестки, а малыш должен “поднять ветер” - подуть, чтобы они колыхались. Устройте соревнование - кто дальше “сдует” лежащий на столе кусочек ваты. А после этого нужно очень легко и плавно подуть на этот шарик, чтобы он только заколыхался.
В этом возрасте очень важно обращать внимание на интонацию.
Как “говорит” большая кошка “мяу-мяу” и как маленький котенок. Покажите ребенку, как одну и ту же фразу можно сказать с разной интонацией:
- Ты будешь читать сказку? (вопросительно).
- Ты будешь читать сказку! (обрадованно).
- Ты будешь читать сказку. (просто никак).
- Ты будешь читать сказку... (разочарованно).
А еще одни и те же слова можно говорить по-разному. Например, медлительная черепаха скажет “Я иду гулять” очень медленно, а быстрый зайчик - очень быстро.
Продолжайте заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой. Только теперь она должна быть посложнее, чем год назад.
Вот несколько упражнений. Более того, совсем не обязательно выполнять их за одно занятие, лучше играть таким образом несколько раз в день. Причем выполнять упражнения можно в любой последовательности.
Попросите малыша показать и спрятать сначала широкий язычок, а затем острый, подвигать язычком из одного уголка рта в другой, пощелкать язычком, как лошадка, раскрыть ротик, коснуться язычком верхней, затем нижней губы, облизать по кругу верхнюю и нижнюю губы, “почистить” язычком зубы, и верхние, и нижние, причем как с внешней, так и с внутренней сторон, улыбнуться то одним, то другим уголком рта, надуть щеки и “погонять” воздух то вправо, то влево, надуть щеки, а потом резко выпустить воздух.
В дальнейшем речь ребенка будет все более усложняться, словарный запас расширяться. И основной акцент в занятиях нужно делать на дифференцию звуков и отрабатывание четкого произношения каждого из них.
Игры могут быть самые разнообразные: попросите ребенка показывать, как жужжит жук: “ж-ж-ж”, как пищит комар: “з-з-з” и так далее. Предложите ему придумывать слова или находить на картинках предметы, в которых встречается отрабатываемый звук. Учите ребенка на слух находить нужный звук. Например, вы произносите различные слова, и если ребенок слышит отрабатываемый звук, то он, например, хлопает в ладоши. Если этого звука нет, то хлопать не надо. Еще один вариант: вы бросаете ребенку мяч и говорите слово. Если в нем есть этот звук, то малыш должен мяч ловить, если нет, то ловить не надо.
Обращайте внимание ребенка на интонации, сразу же учите его рассказывать стихи с “выражением”, делать паузы.
Многие дети с удовольствием играют в игру “все наоборот”. Вы говорите “большое море”, а малыш противоречит “маленькая лужа”, “высокие горы” - “низкий холмик”. Или усложните задачу. Вы говорите - добрый Иван Царевич, а ребенок придумывает антипод - злой Кощей Бессмертный. Назовите персонажей нескольких хорошо известных ему сказок (Золушку, Русалочку, Ивана Царевича, Незнайку, Волшебника Изумрудного города) и попросите назвать сказку, из которой каждый герой. Если у вас богатая фантазия, то можете попробовать вместе с ребенком придумать новую сказку, причем перепутав всех героев: “идет Золушка, а навстречу Серый Волк” и попросите ребенка найти несоответствия, сказать, кто из какой сказки пришел.
Если вы отрабатываете тот или иной звук, то недостаточно просто поставить артикуляцию. Поэтому на этом же этапе предлагаете ребенку загадки, ответами на которые будут слова, начинающиеся или хотя бы имеющие этот звук. Очень хорошо выучить несколько стихотворений, в которых превалируют слова, содержащие эти звуки. Если у ребенка затруднено произношение таких звуков, как к-г, т-д, п-б, а точнее, он произносит что-то среднее между ними, можно поиграть в слова таким образом. Например, вы произносите “кора-кора-кора-гора-кора”. В том месте, где вы сказали слово с другой буквой, малыш должен хлопнуть в ладоши. Попросите его придумать пару: код-кот, род-рот и так далее.
Многие специалисты отмечают, что пение очень помогает развитию речи, улучшает произношение. Поэтому старайтесь разучивать с ребенком различные песенки - пусть поет, даже если его музыкальные способности оставляют желать лучшего, а начиная с 5-летнего возраста можно попробовать заниматься в хоре.
Согласитесь, подобных игр можно придумать множество. Ведь развитие речи ребенка напрямую зависит от его уровня развития, интеллекта. И здесь в равной мере важна как постановка произношения, так и широта кругозора. Поэтому заучивание и декламирование стихов, составление рассказов по картинкам, разгадывание загадок так же важно, как и артикуляционная гимнастика.
|
|