|
СЫН ЗА ОТЦА НЕ ОТВЕЧАЕТИстория моей знакомой Светланы проста и незатейлива. Со своим первым мужем Иваном она познакомилась совершенно случайно. как-то раз возвращалась поздно вечером из гостей, остановила машину, по пути разговорилась с приятным молодым водителем, и... не прошло и двух месяцев, как она стала его женой.Единственное, что смущало поначалу Свету, то что молодой супруг не желал учиться, а зарабатывал деньги тем, что что-то где-то покупал и кому-то успешно перепродавал. Она же училась в институте и мечтала стать педагогом. Неприятности в семейной жизни начались буквально через неделю после посещения загса. Для Светланы стало открытием, что новоиспеченный супруг, оказывается, не прочь приложиться к рюмочке. Но самое ужасное, что, слегка приняв дозу, он резко менялся. Галантность и любезность уступали место какому-то непонятному гневу и извращенному цинизму - он умудрялся так оскорблять молодую супругу, что она потом ревела целыми ночами напролет. Потом Иван трезвел, просил прощения.
Так прошло почти полгода. Света осунулась, похудела, ее уже не радовали ни институт, ни подруги, ни, естественно, семейная жизнь. Она поняла, что совершила ошибку, выйдя замуж, по ее словам, “за первого встречного”. Но развестись боялась. “Буквально через месяц после свадьбы, - вспоминает она, - я обнаружила, что у нас с Иваном будет ребенок. Когда я поняла, что Иван вовсе не такой идеальный, как мне казалось вначале, было уже поздно. Я была студенткой, не работала, и что бы я делала одна с новорожденным малышом? Ни жилья, ни денег, родители живут далеко, в другом городе, помочь мне было фактически некому... А тут, во-первых, не было материальных проблем, а во-вторых, во мне все еще жила надежда: а вдруг что-то изменится, вдруг Иван станет другим...”
Но время шло, а Светланина жизнь становилась все хуже и хуже. Не помогали ни разговоры с мужем, ни слезы, ни просьбы. Иван пил все чаще, а выпив, становился все более агрессивным. Когда родился сын Миша, она с облегчением вздохнула: Иван вроде заинтересовался малышом и почти три месяца приходил домой трезвым. Он всячески помогал жене, опять стал нежным и заботливым, как прежде. Света уж было вздохнула с облегчением, но...
Расстались они, когда сыну было всего полгодика. Однажды напившийся муж вдруг ни с того ни с сего усомнился в своем отцовстве, объясняя это тем, что “сын светленький, а мы оба темноволосые”, и, вдруг став буйным и агрессивным, выгнал жену с сыном из дома.
С тех пор прошло почти десять лет. Жизнь Светланы вроде бы нормализовалась - она сумела закончить институт, вырастить сына, найти интересную работу. А три года назад вновь вышла замуж - за Алексея, своего сослуживца. Казалось бы, жить теперь да радоваться, муж действительно достался ей отличный - умный, хозяйственный, спокойный, у них общие интересы, они все стараются делать вместе. У Светы и Алеши родилась дочка Танечка.
Одно только тревожит Светлану - у нее совсем разладились отношения с собственным сыном. “Странно, - говорит она, - вроде я его и люблю, сын все-таки, но только с ним я повышаю голос, позволяю себе кричать на него, обзывать обидными словами, наказывать. Я постоянно ущемляю его в чем-то, почему-то так все время получается, хотя дурных намерений у меня вовсе нет! Я предъявляю к нему какие-то несусветные требования, которых нормальный ребенок выполнить просто не в состоянии! И главное, я все это понимаю, но почему-то совершенно не могу измениться, как ни стараюсь. Меня даже муж постоянно одергивает! Все это очень странно, потому что в отношении мужа и дочки - я просто идеальная жена и мать...”
Похожая ситуация, когда мать относится к ребенку от первого брака гораздо хуже, встречается достаточно часто среди наших женщин. Кто-то откровенно признается себе в этом, кто-то тщательно маскируется, кто-то просто не берет в голову. Но тем не менее такая проблема существует. Почему же она возникает?
На самом деле женщина в такой ситуации (особенно если остро живы негативные чувства к отцу первого ребенка) испытывает подсознательное чувство вины и стыда по отношению к ребенку за то, что нашла ему не того отца. Плохого. Недостойного. Отвратительного. И это чувство глубоко скрытой собственной вины (а заглушить его никак не удается) перерастает в неосознаваемую агрессию по отношению к ребенку, особенно если это мальчик. При этом страдает и мать (она ведь хочет быть хорошей матерью, а никак не получается!), и мальчик, который просто не понимает, за что ему так достается.
Что же делать в этой ситуации? Для начала женщина должна признать существующую проблему, понять, что дело не в ее характере и не в характере ребенка, а в ее прошлом. Она должна вполне осознанно и осмысленно сказать себе: да, возможно, мой бывший был полный негодяй, но ведь в нем были и какие-то черты, которые мне тогда нравились. И я буду уважать мой прошлый выбор, ведь я так думала, я так чувствовала и тогда он казался мне единственно верным. На самом деле речь здесь идет о принятии некой части себя, той, которая мучает и так долго не дает жить спокойно. И как только мы возвращаем ее на законное место, жизнь тут же начинает нормализовываться, а отношения с сыном складываться как бы сами собой, потому что спадает некое внутреннее напряжение, так долго державшее женщину в плену.
Признать свой выбор в виде отца ребенка - важно и для самого мальчика. Потому что он прекрасно знает, что в нем есть что-то от мамы, а что-то от папы. И невозможно уважать и любить себя, если родная мама считает твою мужскую часть недостойной. Это чревато очень большими трудностями и противоречиями в дальнейшей жизни ребенка.
Алла ПОВОЛЯЕВА, психолог.
|
|