считаем калории
 

 ЛИКБЕЗ
 ПОЛЕЗНОЕ
 СЧИТАЛКА
 СВЯЗЬ
Разные материалы
 
 
 

   

 

ГУБИТ ПОДРОСТКОВ ПИВО...

Эта проблема возникла не сегодня, но в полный голос о ней заговорили лишь в этом году. Известнейшие российские медики Евгений Чазов, Ренат Акчурин, Лео Бокариа и ряд других направили в адрес премьер-министра РФ письмо, в котором говорилось: “Особую опасность представляет употребление даже небольших доз алкоголя, содержащегося в пиве, детьми и подростками”. Производителям пенного напитка, конечно, об этом послании было известно, но оно их не встревожило.

Скандал разразился лишь тогда, когда первый замминистра здравоохранения России, главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко заявил на всю страну по ТВ о том, что на нас надвигается новая угроза, сравнимая со СПИДом или туберкулезом. Он назвал ее “пивным алкоголизмом” среди юного поколения. И началась свистопляска. “Пивное лобби” заработало и в Госдуме, и в СМИ, и в общественных организациях. Появились лозунги: “Руки прочь от народного напитка!” и “Где пьют много пива, там водка не в почете”. На уважаемого Геннадия Григорьевича, что называется, спустили всех собак. С просьбой помочь разобраться в этом вопросе мы обратились к профессору, доктору медицинских наук, руководителю отделения НИИ наркологии Евгении КОШКИНОЙ.

- Евгения Анатольевна, неужели положение стало столь угрожающим, что нужно бить в набатный колокол?

- Да, опасность вполне реальна. Конечно, организм взрослого человека легко переработает литр-полтора пива, но дело в том, что этот напиток стал модным именно среди подростков.

Мы постоянно ведем исследовательскую работу и, когда проводили недавно анкетирование, выяснили: школьники старших классов в течение дня выпивают от 5 до 8 бутылок пива. У нас есть показатель, по которому мы определяем количество попавшего в организм алкоголя. Так вот, эти самые бутылки “безобидного” напитка эквивалентны 300-400 граммам водки. Для юного организма это, согласитесь, более чем солидная доза, хотя она и растянута на целый день. Но вне зависимости от времени, за которое алкоголь попал в организм, быстро формируется алкогольная зависимость, возникает толерантность к спиртному, пиво уже не удовлетворяет, и совсем молодые люди быстро проходят стадии “любителя”, “злоупотребляющего”, и вот уже они на пороге страшной болезни - алкоголизма. Проблема эта не надуманная, мы рискуем потерять целое поколение, а с ним и всю страну.

- Не поздновато ли мы стали думать о ней? Ее же вам, специалистам, было видно куда лучше, чем учителям или родителям, тем более что многие действительно не считают этот напиток опасным для здоровья.

- Конечно же мы знали об этом, и неужели вы думаете, не предупреждали об опасности руководство страны? Но от результатов наших исследований просто отмахивались, и понадобилось шокирующее выступление Г. Онищенко, чтобы заговорили во весь голос. А наш НИИ сообщал: за последние пять лет в целом по стране продажа как пива, так и водки увеличилась приблизительно в три раза. Это только по легальным каналам, а о нелегальном можно лишь догадываться. И эта тенденция сохраняется.

А вот еще пугающие цифры. Нашими сотрудниками в 1999 году было проведено исследование с использованием хорошо зарекомендовавшей себя методологии Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам (ESPAD). Были собраны 4945 анкет в 10 округах Москвы. Раздавались они в учебных заведениях среди родившихся в 1983 году, то есть ребятам в возрасте 15-16 лет. Исследователи обещали им, что анкеты, содержащие 45 вопросов, будут полностью анонимными и конфиденциальными, так что мы могли рассчитывать на достаточно откровенные ответы. Результаты анкетирования привели нас в ужас. Алкоголь успели попробовать 94 процента отвечавших. В течение месяца, предшествовавшего опросу, его употребляли 63 процента учащихся, причем первое место принадлежало пиву. За это время “безобидный” напиток пили 61 процент юношей и девушек, причем каждые 39 из 100 - регулярно. Согласно анкетам 59 процентов ребятишек начали его пить с 13 лет, а крепкие напитки “дегустировать” с 14.

- То есть можно сказать, что бутылка пива, выпитая почти в детском возрасте, становится трамплином, отправляющим “прыгуна” в бездну алкоголизма?

- Совершенно верно. Следует учесть и то, что в пиве содержатся специфические психотропные вещества, например, канабиоиды. Это производные конопли, а конопля, как известно, обладает наркотическим эффектом. Вот почему опьянение от пива бывает тяжелым, отупляющим, пробуждающим агрессивность. Но и это вскоре перестает удовлетворять, хочется более “крутого кайфа”, изменяющего отношение ко всему окружающему и одновременно вносящего необратимые изменения в психику. Пиво заменяется “бормотухой”, а та в свою очередь - водкой или самогоном. О последнем говорить не будем, его качество хорошо известно, но вот то, что даже в “фирменных” магазинах запросто можно купить фальсифицированную водку, это факт. И в ней содержится гораздо больше ядовитых веществ, что также убыстряет деградацию личности.

И еще проблема. Когда мы опрашивали школьников, их родителей и преподавателей в четырех городах России, выяснили: ребятам говорят о вреде алкоголя, табака, наркотиков, но они видят, что пьют и курят и папа с мамой, и учителя. Конечно, нельзя говорить обо всех без исключения, но так обстоят дела с большинством россиян.

- Ну с водкой все ясно - ее делают все кому не лень. Но вот откуда у нас появилось такое количество производителей пива, неплохого, кстати, качества, откуда взялись такие производственные мощности, огромные деньги на нескончаемую рекламу?

- Убеждена, что своих производителей у нас намного больше не стало, зато в Россию потянулась вся европейская пивная промышленность. И если на бутылке написано “Старый мельник” или “Клинское”, то это ничего не значит. Деньги в их производство вложили иностранные инвесторы. Известно, какая на Западе конкуренция, а тут такой гигантский неосвоенный рынок! Не упускать же выгоду...

Уже когда материал был подготовлен к печати, мне попалось на глаза интервью исполнительного вице-президента по Восточной Европе компании “Интербрю” Мишеля Наке-Радиге, полностью подтверждающего слова Евгении Анатольевны. Он, в частности, сказал: “...Другим “китом” является торговая марка, или брэнд. Мы развиваем хорошо зарекомендовавшие себя местные или общенациональные брэнды. В России это, например, “Сибирская корона”, “Толстяк”, “Клинское”.

А я-то все удивлялся, почему “Клинское” и “Толстяк” практически не сходят с “голубого экрана”...

Владимир МИХАЙЛОВ.