|
ПАНИКА В РЯДАХ СОРОКАЛЕТНИХ Ваши килограммы - не лишниеСорок лет... Сорок с небольшим хвостиком... Сорок пять - баба ягодка опять. Дивные женские возрасты - сорок и чуть-чуть за сорок!
Здоровьичко еще отменное, возрастные хворобы пока не одолели. Шарма и обаяния - хоть отбавляй. Достигнута стабильность в личной жизни. Дети подросли и можно немного передохнуть от многочисленных материнских обязанностей. Активная профессиональная деятельность, пик творчества. Найдено свое место в обществе, женщина уже знает себе цену как специалисту и как человеку. И она уже научилась себя преподносить, нашла свой стиль, держится с достоинством, а иногда свысока посматривает на мужчин-сверстников с меньшими профессиональными достижениями и не таким замечательным отшлифованным обликом.
Но эти расчудесные и в каком-то смысле триумфальные годы частенько омрачает морфологическая неприятность - некоторый привес в килограммах и прирост в сантиметрах, причем в самых нежелательных местах, как-то: талия, бедра, животик, ягодицы, нижняя часть лица, верхняя часть рук. Счастливы генетические худышечки, остающиеся таковыми на протяжении всей своей жизни (подчас даже независимо от количества потребляемых калорий и жиров). Но таких в России меньшинство, а у подавляющего большинства россиянок фигурка в сорокалетнем возрасте начинает несколько округляться, несмотря на строгое правильное питание и двигательную активность. Не расплываться, а всего лишь округляться. Появляется небольшой животик, увеличивается объем бедер, выпуклее становятся ягодицы, уплощается гитарный изгиб талии.
И эти небольшие анатомические изменения, эти округляющиеся формы ввергают их обладательниц в панику и делают легкой добычей распространителей всевозможных средств для похудения, исполнителей разнообразных методов вытачивания фигуры, пропагандистов варварских диет, а также доброхотов-советчиков, которых хлебом не корми - дай навязать свою методу.
Женщины паникуют и во что бы то ни стало желают вернуть прежние изящные очертания, затянуть ремень на талии на дырочки, ныне ставшие недоступными, влезть в обтягивающие одежки, которые всего год назад сидели на них идеально, а теперь трещат по всем швам.
А посему кидаются на рекламные посулы “тонкая талия, плоский живот, похудеть раз и навсегда, 100-процентная гарантия” и яростные заверения советчиков, что метод надежный-пренадежный, лишние килограммы-сантиметры как рукой снимет. И часто попадают в цапучие лапы дистрибьюторов-коробейников, кудесников-экстрасенсов, потомственных колдунов, черных и белых магов в седьмом колене и прочих “оздоровительных” деятелей. Чаще всего сомнительные “чудодейственные” средства и шаманские манипуляции помогают значительно потерять не килограммы и сантиметры, а финансы и здоровье, они сбивают гормональный фон и “подсаживают” печень, почки и сердечно-сосудистую систему.
Пагубно сказываются на здоровье и жесткие диеты: низкокалорийные, обезжиренные, несбалансированные. Не полезны и избыточные аэробные и силовые нагрузки, призванные изваять фигурку мирового стандарта. А уж ежевечерние очистительные клизмы, чрезмерно тугое корсетное белье, безбожно стягивающее талию и бедра, постоянное ношение резиновых боди-белтов и панталон, мешающих кровообращению и дыханию кожи - бр-р-р! Это надо же так измываться над собой и так ненавидеть свое тело!
И что характерно: в результате всех этих усилий и воздействий ненавистные килограммы-сантиметры отступают, но ненадолго и вскоре возвращаются обратно. То, что легко получалось в двадцать и тридцать лет - сбросить ненужные килограммы-сантиметры и удержать результат, - сейчас, на пятом десятке, уже не проходит: их убирают, а они опять набегают. Почему?
А потому, что в этом возрасте они вовсе не лишние.
Дело в том, что эти новые килограммы-сантиметры, приобретенные на пятом десятке женской жизни, вызваны не перееданием и недостаточностью движений, а гормональной перестройкой женского организма, исподволь готовящегося к менопаузе. А сам период после сорока и до климакса называется “пременопаузой”. Во время пременопаузы идет физиологическая перестройка организма, в том числе и гормональные изменения, “запускающие” рост и перераспределение подкожной жировой клетчатки - гиподермы. Разрастание гиподермы - это нормальный женский возрастной процесс и бессмысленно ему препятствовать. Это разрастание гиподермы необходимо: постепенно яичники прекращают выработку эстрогенов, и эту функцию берет на себя жировая ткань. После сорока лет даже у генетических худышечек наблюдается небольшая прибавка сантиметров в области талии и живота.
И нарастившие возрастные округлости дамы напрасно завидуют своим немногочисленным худеньким сверстницам. Худышечки, как правило, хуже переносят менопаузу, больше страдают от приливов и бессонницы, после наступления климакса у них интенсивнее развивается остеопороз, у пожилых худышек больше шансов сломать какую-либо косточку, а в преклонном возрасте у них выше риск перелома шейки бедра. А у полненьких гипертрофированная гиподерма амортизирует удары, и она же вырабатывает больше эстрогена, противодействующего развитию остеопороза. И кожа у полненьких зрелых дам, как правило, лучше, чем у худеньких. Так стоит ли убирать этот положительный жирок?
Неразумные порывы сорокалетних женщин непременно избавиться от лишних объемов простительны. Ведь вокруг гремит-звенит похудательная реклама, с картинок смотрят идеалы 90-60-90,
в книгах и на экранах лидируют разновозрастные типажи “тонкий стан, длинные ноги”, в телесериалах морочат головы бабушки
(по сюжету) с фигурами не рожавших девушек. Понятно, что все это заводит сорокалетнюю женщину и сподвигает на похудательные подвиги. А тут еще близкие подружки подсели: кто на изощренную диету, кто на ежедневные обертывания, кто на салонные процедуры, кто на выездную талассотерапию, кто на клубный фитнес, гробя на сие наличествующие деньги и свободное время. И сорокалетние дамы, воспитанные в духе коллективизма и склонные к подражанию, кидаются вслед за подружками, рассуждая: “Если это делают Маша, Даша и Наташа, то и мне надо”. Все это напоминает бессмертное полотно голландского живописца Питера Брейгеля Старшего “Слепые” - слепые идут, держась друг за друга, первый падает в яму, а остальные за ним. Следование в сорокалетнем возрасте за “худенькой” модой - это падение в яму. Ибо настойчивая ликвидация “законных” килограммов-сантиметров к добру не приведет.
И ни в коем случае не стоит сорокалетним проводить голодовки. Голодание может спровоцировать не только ухудшение самочувствия, но и последующую значительную прибавку в весе. Так что никаких голодовок, только ненавязчивые разгрузочные дни. Также не стоит шарахаться от холестерина в пище. Холестерин служит сырьем для производства стероидных гормонов, включая половые. Частично холестерин синтезируется в организме, частично должен поступать с жирной пищей. При недостатке холестерина ухудшается состояние кожи, пропадает сексуальное влечение, нарушается менструальный цикл, раньше времени наступает климакс.
В последние десятилетия нам тысячи раз гарантировали быстрое похудение. Все эти чудодейственные пилюли и эффективные способы, кодирования, иглоукалывания и прочие хитроумные западные и восточные традиции грохочут рекламными агитками с утра до ночи и без устали призывают всех худеть-стройнеть. Эдакий всеобщий марш к стройности стройными рядами. Ну и что же? Меньше стало полненьких? Все разом похудели-постройнели? Женщины бальзаковского возраста и старше сохранили или вернули обратно свои девичьи фигурки? Увы, нет. Чудес не бывает. Так что сорокалеточкам следует воспринимать рекламу похудательных средств несколько скептически.
Милые дамы, относитесь спокойно к своей новой фигуре, к приобретенной с возрастом округлости форм. Так ли уж вы пострадали внешне? Нет, не пострадали, а некоторые даже выиграли: округлившееся лицо выглядит мягче, добрее, пополневшие шея и руки - женственнее, жесты и походка становятся плавнее. Раньше вы были похожи на Венеру Веласкеса, а теперь стали походить на Саскию Рембрандта. А ведь и та, и другая были признанными красавицами. Так что вы не подурнели, а просто поменяли тип красоты. Так наслаждайтесь же жизнью в своем новом красивом облике!
Ольга ЗАЙКИНА, кандидат биологических наук,
ведущий научный сотрудник Института иммунологии МЗ РФ.
|
|