|
ВЫБИРАЕМ УЧИТЕЛЯМы продолжаем знакомить наших читателей с размышлениями писательницы и педагога Татьяны Рик о том, на какие моменты нужно обращать особое внимание, при подготовке ребенка к поступлению в школу. Сегодня речь пойдет о том, как важно выбрать хорошего учителя.Когда ваш ребенок идет в 1-й класс, вас должно интересовать только одно главное обстоятельство: к какому учителю он попадет. Важно правильно выбрать именно учителя. Потому что пока только от него (а вовсе не от школы в целом и тем более не oт ее престижности) зависит, полюбит ли ваш ребенок школу, будет ли он стараться, получит ли он должные знания, будет ли хорошо ладить с классом и в дальнейшем с другими учителями, заинтересуется ли он какой-нибудь наукой и так далее. Роль учителя в жизни ребенка в этот период трудно переоценить. Он - непререкаемый авторитет, особенно на первых порах. Он - вершитель судеб, он - камертон нравственности, он - истина в конечной инстанции. Согласитесь, обидно, если все эти роли будет исполнять человек неумный или непорядочный, а главное - недобрый. Выбирая учителя, ищите, во-первых и в самых главных, человека доброго, любящего детей и еще - творческого! Это тоже очень важно!
Я всегда с ужасом вспоминаю свою первую учительницу Татьяну Григорьевну, которой я чем-то не понравилась. Может быть, тем, что когда уставала сидеть или когда мне было скучно (изучали буквы, а я уже читала толстые книжки), я залезала под парту (кстати, это очень часто бывает - семилетнему малышу тяжело долго сидеть неподвижно за партой). Я не была хулиганкой и училась на пятерки, но что-то мою первую наставницу не устраивало. И она настраивала класс против меня. Я помню свое отчаяние, когда на перемене я сидела под доской, а вокруг стояли дети и смеялись надо мной. В чем была причина - не помню. Кажется, в тот раз опять дразнили жиртрестом, хотя в классе были девочки и потолще меня. Пришла Татьяна Григорьевна и сказала: "Ну ее, ребята, пойдемте отсюда". А однажды, когда я бегала на перемене (тяжело ведь подолгу не двигаться!), Татьяна Григорьевна заявила: "Я наблюдала за Таней - она так носилась! Я подумала, уж не сошел ли ребенок с ума!" Ну как могли ко мне относиться одноклассники, если Сама Учительница (!) назвала меня сумасшедшей!
Но, на мое счастье, через полгода Татьяна Григорьевна от нас ушла - нашла работу поближе к дому. Вместо нее пришла Зоя Николаевна. У нее были голубые глаза и седые кудряшки. С приходом Зои Николаевны мои мучения кончились раз и навсегда. Она и маме моей сказала: "Не пойму, в чем дело, ведь девочка умная, хорошая..." Никто никогда меня больше не обидел в этом классе. И ребята-то у нас были хорошие. Мне многие нравились. И отношения были вполне дружеские. А кто из них меня обижал, я даже и не помню.
К слову сказать, школа у нас была лучшая в районе. Нac однажды построили в коридоре, пришла директор и сказала, что наша школа образцовая, что мы получили переходящее красное знамя и нам положено гордиться и хорошо себя вести. Все это я к тому говорю, что и в образцовой школе ребенок может быть глубоко несчастен, если ему не повезло с учителем.
Кстати, когда я поступала в 1-й класс, учительница, проводившая собеседование, сказала: "Я завидую тому учителю, к которому ты попадешь". Завидовала она напрасно: моей первой учительнице я с моими знаниями оказалась не в радость.
Другая история. Когда в младших классах учился мой брат, к ним на замену пришла безликая девица - практикантка из педучилища. Справиться с классом она не умела. Братец мой, ребенок подвижный и непослушный, играл на уроке машинкой, за что практикантка врезала ему кулаком по голове, да так, что у него вскочила громадная шишка. Мама возмутилась, пошла к директору. Девицу пожурили, а на следующий год она набирала первый класс. И к ней записали дочь моей одноклассницы - Аленку. "Ты что! - наседала я на свою подругу. - Разве можно допустить, чтобы Алена попала к этой идиотке! Она полгода вела у моего брата и уроки, и продленку. Она ведь детей в упор не видит!"
Параллельный класс набирала другая учительница, Ольга Сергеевна. У нее училась наша соседка Лена. Ленина мама не раз рассказывала моей, как Ольга Сергеевна любит детей, как она нянчится с ними, как водит их на экскурсии и ставит с ними спектакли.
"Вы должны приложить все усилия, чтобы Алена попала именно к ней!" - советовала я. Тогда папа Аленки пошел к директору и договорился, чтобы девочку перевели в другой 1-й класс. "Знаешь, - говорила потом подруга, - а про ту, что твоего брата ударила, говорят, что она по ночам в стриптиз-баре танцует. Так чему же она детей может научить?"
И все-таки какого учителя выбрать? Каким он должен быть: молодым или пожилым? Важно ли, чтобы он имел звание заслуженного или был кандидатом педагогических наук? Однозначного ответа на эти вопросы нет. Хорошие учителя (как, впрочем, и плохие) встречаются и среди молодых, и среди пожилых.
Моей сестре очень повезло с первыми учительницами. Ольга Васильевна, двадцатилетняя выпускница педучилища, вела их класс первые два года. Потом не помню, в результате каких событий, сестра попала к Инне Вениаминовне, недавно закончившей пединститут. Обе девушки были умницами, людьми творческими и искренне любящими детей. В каждого ребенка: и в сильного, и в слабого - они вглядывались пристально, с огромным желанием помочь, согреть, научить. При этом они ладили с классом, держали дисциплину и достойно подготовили малышей к средней школе.
Но есть немало старательных и неумных дам, которые во главу угла ставят именно образцовопоказательность: примерное поведение детей, чистоту тетрадей, белизну воротничков, неиспачканность парт и полов. А вот сам ребенок отходит на второй (или на третий, четвертый, пятый) план. Он - лишь носитель этих воротничков или источник мусора на полу, он - показатель успеваемости - неуспеваемости. Ребенок в таком случае - не цель, а средство для достижения образцовопоказательности. В такое педагогическое прокрустово ложе умещаются лишь усидчивые девочки, хорошо подготовленные к школе и не склонные к беготне. У такого учителя будет неуютно детям, которые слабо успевают, детям подвижным и шустрым, а также детям творческим, с яркой фантазией и подспудным желанием все делать не как все (именно это - показатель неординарной натуры). Особенно для таких детей ищите учителя творческого. Иначе вашему малышу придется немало претерпеть от школьной уравниловки!
Вы скажете, что я привожу слишком мрачные примеры, что есть множество хороших школ и достойных учителей. Разумеется, это так. Просто учиться, как известно, лучше на чужих ошибках!
|
|