|
ВЫРАСТЕТ МУЖЧИНОЙ СЫНУ меня сын и дочь. Как правильно их воспитывать, чтобы они выросли настоящими мужчиной и женщиной?
Ольга КОНДРАТЬЕВА.
Омск.
Еще во время беременности родители озадачены тем, кто же родится. И если будущая мама, скромно потупив глаза, говорит, что "все равно кто, лишь бы был здоровенький", то папа гордо заявляет, что ему непременно нужен сын.
Дело в том, что в зависимости от пола ожидаемого ребенка строятся родительские представления, какой характер будет у малыша, как с ним нужно себя вести. И тут в первую очередь срабатывают штампы. Если девочка, то эмоциональная, чувствительная, душевная. Стоит ей только заплакать, ее сразу берут на руки. Если мальчик - активный, упрямый.
В результате родители сами формируют психологический пол ребенка, укрепляют и поддерживают те черты, которые считают чистомужскими или чисто женскими, закладывая у детей те стереотипы поведения, которые считают типичными для мужчин и для женщин.
Когда в семье рождается мальчик, про него стараются говорить "большой" и "здоровый", "подвижный". Активность, даже агрессивность мальчиков воспринимаются как должное, как признак будущего настоящего мужчины. Если мальчишка в грудном возрасте громко и долго кричит, это никого не пугает, потому что - "богатырская глотка", "командирский голос". В то время как такое поведение девочки вызывает недоумение и растерянность. Кстати, сплошь и рядом встречаются примеры, когда родители ставят детям жесткие критерии поведения, потому что - "ты же девочка" или "мальчики так не поступают". Но всегда ли правомерны эти стереотипы? Например, один трехлетний мальчик очень любил катать игрушки в маленькой колясочке. Зато папа был страшно не доволен этим пристрастием и каждый раз настойчиво доказывал сыну, что "не мужское это дело - коляски катать". Интересно, будет ли этот мальчик впоследствии гулять с собственным ребенком? Скорее всего, нет. Он с детства усвоит, что катание колясок не соответствует гордому имени настоящего мужчины.
Но если стереотипы - дело субъективное: в одних семьях папа и белье стирает, и картошку покупает, а в других - вечно чинит автомобиль, то есть вполне объективные моменты, которые нельзя не учитывать.
У мальчиков полушария головного мозга работают более автономно. Это значит, что эмоциональные и интеллектуальные процессы в мозгу протекают отдельно в отличие от девочек, у которых они связаны между собой.
У мальчиков чаще встречается психомоторная нестабильность, то есть они чаще перевозбуждаются, совершают больше движений. С самого рождения у мальчиков выше порог болевой чувствительности.
В трехмесячном возрасте мальчики лучше фиксируют взгляд при зрительной стимуляции (яркие игрушки), а девочки при слуховой (ласковый голос). В шесть месяцев мальчики сильнее реагируют на прерывистые музыкальные звуки, а девочки - на джазовую музыку.
Последующие различия в поведении обусловлены в первую очередь воспитанием. Годовалая девочка, встретив препятствия на своем пути, как правило, начинает плакать и просить помощи, а мальчик - активно и упорно преодолевать это препятствие. А уже в 2-4 года мальчик однозначно выбирает "мальчишечьи игры". И если к 2 годам малыш называет себя мальчиком или девочкой, просто повторяя слова взрослых, то в 3-4 года он уже знает, что, если он носит брюки как папа, значит, он мальчик, а если платье, как мама, значит, девочка.
Но в этом возрасте дети еще считают, что при желании можно поменять пол, и могут поинтересоваться у папы: "Когда ты был маленький, ты был мальчиком или девочкой?" или рассуждать: "Подрасту до десяти лет, а потом девочкой стану".
К 5-6 годам это проходит. Если трехлетний мальчик пугается перспективы превратиться в девочку, то пятилетнему ребенку это кажется смешным. Считается, что к этому возрасту ребенок полностью определяется, к какому полу он принадлежит, причем проявляется это уже и в поведении, и в переживаниях.
Естественно, о том, как вести себя, ребенок узнает в семье, глядя на родителя того же пола. Кроме того, женские и мужские качества формируют родители противоположного пола. Отцы, как правило, поощряют в дочерях те черты, которые им нравятся в женщинах. И не очень хорошо относятся к попыткам дочки помочь забить гвоздь или починить утюг.
С мальчишками сложнее. Дело в том, что в дошкольном возрасте они общаются в основном с женщинами - мамами, бабушками, воспитательницами. И большинство из них пытаются сделать мальчика "удобным" - спокойным, покладистым, то есть похожим на девочку. Но ведь в книгах, сказках, мультфильмах ребенок в качестве героев видит мужчину, причем волевого, упрямого и непокорного.
И как ему быть? С одной стороны общество требует от мальчиков мужественности, а именно этого качества лишают воспитывающие его женщины. И все потому, что им эти черты были в какой-то момент неудобны.
И поэтому, как бы маме не было трудно, пусть она воспитывает мальчика таким, каким хотела бы видеть мужчину рядом с собой. Не надо жаловаться на то, что сын "чересчур боевой, активный и подвижный". Лучше задумайтесь: разве вам нравятся мужчины - размазни, неспособные принимать решения и активно преодолевать трудности? Но здесь очень важно не перестараться - не надо "лепить" ребенка по образцу и подобию вашего эфемерного идеала или, наоборот, воспитывать полную противоположность своего нелюбимого мужа. Ребенок ведь не чистый лист бумаги и воспринимайте его таким, какой он есть исходя из его физических и психических возможностей.
К тому же почаще задумывайтесь о том, как пример родителя влияет на поведение ребенка. Ведь девочка по образу матери строит свое понятие о женщине вообще, а мальчик, глядя на отца, определяет, каким должен быть мужчина. Они перенимают духовные ценности, манеру поведения, стиль отношения с людьми и многое-многое другое. Маленькие дети "срисовывают" родителей, потому что им больше ничего не остается, ведь у них нет других примеров для подражания. Это потом появятся друзья, наставники. И герои фильмов. А в 3-5 лет влияние родителей "перекрывает" все остальное. Поэтому посмотрите на себя - воспитывают ребенка в первую очередь ваши поступки, а не утверждения. И если ребенок видит или чувствует (а дети в этом возрасте очень наблюдательны) что ваши дела и слова несколько расходятся с декларируемыми правилами, то вряд ли можно рассчитывать на положительный результат такого воспитания.
И еще один очень важный момент. Именно в семье, на примере отношения папы к маме, дедушки к бабушке, мальчик может научиться уважительному отношению к женщине.
Ирина ВИНОГРАДОВА,
сотрудник Института психотерапии.
Тел /факс (095) 474-25-41
|
|