|
ГРУЗОВИК ПОСТРОИМ САМИЯ хочу рассказать, как мы решили проблему, куда складывать детские игрушки. Для этого мы сделали грузовик.
Нарисуйте гуашью грузовик и наклейте его на лист фанеры или оргалита. Приклейте к кузову различные коробки (из-под обуви, печенья, конфет). Можно использовать баночки из-под кофе, только нужно обработать их таким образом, чтобы ребенок не порезался. Теперь осталось только сделать петли-”ушки” и повесить грузовик на стену.
Хочу сразу сказать, что нельзя тренировать что-то одно - будь то память, внимательность. Поэтому имеет смысл воспользоваться упражнениями, одновременно развивающими все эти качества. А так как эти упражнения игровые, заниматься можно уже с 4-летнего возраста.
Самое простое и интересное для ребенка задание - предложить найти различия на картинках. Причем различия могут быть самыми разнообразными. Например, на одном рисунке у собачки ошейник синий, на другом - красный. На первом рисунке у собачки опущено правое ушко, а на втором - левое.
Вторая группа упражнений - это отстукивание ритмов.
Мама несколько раз постукивает по столу, а затем просит малыша повторить “мелодию”. Но здесь важно помнить, что объем памяти ребенка составляет 7 единиц плюс-минус 2.
То есть вы должны предлагать малышу не более 9 ударов.
Еще один тип заданий - запоминание предметов.
Разложите на столе 7 различных предметов. Это могут быть игрушки, посуда, книжки. Попросите ребенка какое-то время внимательно посмотреть на предметы и отвернуться. Затем так, чтобы малыш не видел ваших действий, поменяйте предметы местами или какой-нибудь уберите, или добавьте новый. После этого попросите ребенка посмотреть и определить, что изменилось.
Для ребят более старшего возраста, например младших школьников, можно предложить такую группу тестов. Нарисуйте семь геометрических фигур (ромб, квадрат, круг, прямоугольник и так далее). Внутри каждой фигуры нарисуйте какой-нибудь значок. Например, внутри ромбика - точку, внутри круга - вертикальную палочку, а в квадрате - горизонтальную. На другом листе изобразите такие же фигуры и предложите ребенку дорисовать недостающие элементы.
Еще один вариант. Напишите на листе бумаги разбросанные в произвольном порядке буквы. И попросите малыша, например, обвести кружком все буквы А, справа налево зачеркнуть все буквы Б, крест-накрест - буквы В.
А для этого теста потребуется более серьезная предварительная подготовка. Сделайте 49 карточек: 7 геометрических фигур семи различных цветов. То есть у вас должны получиться красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые кружочки, треугольники, прямоугольники, квадраты, ромбы, трапеции, овалы. Затем предложите ребенку разложить карточки сначала по цветовому признаку (красные к красным, зеленые к зеленым), затем - ориентируясь на геометрические фигуры (кружочки к кружочкам, ромбики к ромбикам). И как последний этап - составить таблицу, где по горизонтали идут цвета, а по вертикали - геометрические фигуры.
Следующее задание тоже выполняется с помощью таблицы. Заранее подготовьте таблицу размером 5 х 5 клеточек. В произвольном порядке запишите в нее цифры от 1 до 25. И попросите ребенка показать все цифры по порядку.
И последняя группа упражнений основана на тактильных ощущениях. Пальцем “нарисуйте” на спине малыша какой-нибудь несложный предмет - домик, цветочек, кружочек. И спросите ребенка, что вы “изобразили”. Впрочем, если малыш знает буквы и цифры, можно “рисовать” и их. Еще один вариант: попросите ребенка закрыть глаза и в трех местах потрогайте его ладошку. А затем попросите его назвать места, где вы дотронулись.
Все эти несложные упражнения помогают концентрировать внимание, запоминать и воспроизводить действия.
Ирина ВИНОГРАДОВА,
сотрудник Института психотерапии.
|
|