|
РЫЦАРЬ ДИЕТНОГО ОБРАЗАЕсли вы думаете, будто диеты и вообще проблемы похудения - привилегия нашего сверхскоростного века, то вы глубоко заблуждаетесь. Сколько существует человечество - столько оно размышляет над тем, как бы улучшить свой облик и продлить жизнь. Над этой задачей бились Авиценна и Клеопатра, Гиппократ и Екатерина II…
И надо сказать, что даже в самые лихие и разгульные времена желающим сохранить здоровье и молодость предписывали хотя бы временные периоды воздержания в питье, пище и развлечениях.То есть ничего нового мы не открываем - ни теориями голодания, ни низкокалорийными диетами. Все придумано до нас и, судя по всему, пребудет в веках.
Отчего же тогда с древности и до сих пор каждому приходится убеждаться в правильности этих теорий и методов самостоятельно? Вероятно, так уж устроен мир: к необходимости и благотворности разумного ограничения в пище каждый приходит только самостоятельно и в строго определенный судьбоносный момент. И испытывает радость первооткрывателя. Например, именно так случилось за 400 лет до нашего рождения с неким дворянином Луи Коронаро, жившим в середине XVI века. Бурно дожив до 35 лет, предаваясь всем средневековым развлечениям, Луи Коронаро здорово истощил свой организм и приготовился было умирать, но тут врачи посоветовали ему самое страшное лекарство того времени - разумную и воздержанную жизнь. Питание при этом ограничили наполовину от того количества, которое обычно дают больным людям. Деваться бедняге было некуда, кроме как в могилу, и он решил последовать рекомендациям лекаря-живодера.
Хроническая болезнь желудка, подагра и еще несколько мучительных недугов, терзавших Луи, исчезли еще до истечения года этой самой разумной жизни. Коронаро поразился и начал экспериментировать, пытаясь уже не просто продлить свое существование, но сделать его полноценным. Так он обнаружил, что чувство вкуса - плохой советчик и иногда требует съесть то, что скверно отражается на здоровье. А так как "привычка делается со временем второй натурой", то к простому питанию можно привыкнуть. Луи Коронаро пишет о себе: "Я никогда не вставал из-за стола с ощущением наполненности желудка, а всегда с легким аппетитом. Кроме того, помимо соблюдения двух вышеупомянутых правил (относительно выбора пищи и ее количества) я избегал чрезмерного жара и холода, чрезмерной усталости и длительного пребывания в дурном воздухе и никогда не нарушал привычного режима отдыха. Следует также подавлять в себе гнев и раздражительность, так как они имеют влияние на наш организм".
После травмы, которую Коронаро получил в 70 лет, он попробовал увеличить количество потребляемой пищи, но ему стало так плохо и тяжело, что он вернулся к обычной дозе. Он сделал вывод, что с возрастом желудок сокращается, и количество пищи следует уменьшать. Так, он ел хлеб, мясо, яичный желток, рыбу по 12 унций (330 г) в день, а вина выпивал 14 унций (390 г). На какое-то время он попробовал увеличить количество пищи на 2 унции в день (приблизительно на 50 - 60 г), но почувствовал себя плохо, стал раздражительным и от дальнейшего эксперимента отказался. "Многолетние наблюдения показали, что человек со слабым здоровьем, но ведущий умеренный образ жизни, имеет гораздо больше шансов жить долго и счастливо, чем крепкий, но предающийся излишествам", - сообщает Коронаро со знанием дела, так как в молодости и сам предавался вышеуказанным излишествам. В 83 года он свободно ездил верхом, причем садился в седло сам, общался с умными людьми, возился с 11 внучатами, пел. "Ни одно мое чувство не притупилось от старости, а кое-какие стали свежее и чище. Я крепко сплю, легко просыпаюсь, и у меня никогда не бывает кошмаров".
Коронаро не относился к диете как к бремени, по крайней мере, когда привык. "Та простая пища, которой я ограничился, доставляет мне несравненно больше удовольствия, чем прежние изысканные блюда".
"Многие люди едят и пьют совершенно неумеренно, искренне полагая, что это не вредит им. Они позже убедятся, как ошибались. Непродолжительные периоды воздержания не в состоянии исправить тот ущерб, который нанесен желудку и всему телу годами неумеренной жизни. Каждый человек только на практике может определить пригодное для него количество пищи и ее качество, а также режим потребления. Я, например, привык получать пищу 2 раза в день, но, когда я стал гораздо старее, разделил пищу на 4 раза. Этим я избежал обычной сонливости после еды, которая случается у старых людей, остался бодр и свеж, как и ранее. Пища моя такова: хлеб, желток от яиц, суп, мясо козлят и ягнят, птица всех родов и рыба. Человек с доходом ниже моего мог бы избрать молоко, хлеб, овощи. При этом следует помнить, что ограничение количества пищи важнее, чем выбор диеты.
При воздержанной жизни кровь очищается. И хотя смерть представляется мне неизбежной, все же она будет отсрочена воздержанным образом жизни, а когда придет срок, будет безболезненной и легкой".
В записках Луи Коронаро, адресованных не столько современникам, сколько нам, нерадивым потомкам, выведена его формула успеха, основные условия здоровья и долголетия:
- ограничение в пище,
- подвижность на свежем воздухе,
- избегание стрессов и переутомления.
Восхитительные три кита здоровья и красоты!
Что доказал Коронаро? Что человек - сам себе диетолог, психолог и врач. Причем давно доказал. В XVI веке.
"Худеем вместе", 1998 г., № 10
|
|