|
СЯДЕМ В БЛЮДО?Кушать - это целое дело. Не просто физиологическая потребность, а, так сказать, ритуал, изысканная процедура, символ престижа. Но это мы только сейчас шустро так, ать-два, вилкой-ложкой... А раньше все руками. А руки облизывали и потом об собак вытирали.Если история столовых приборов худо-бедно дошла до массового потребителя, то история посуды - особая тема.
В древности на Руси любую посуду называли словом "судно".
Посуду для еды и для напитков - "питейную" - называли еще одним словом - "сосуд". Это слово упоминается в "Домострое" как описательное для всей столовой посуды. Самым древним словом является "блюдо" - оно присутствует в летописях еще Киевской Руси XI века. Блюда в хозяйстве имелись "серебряные, оловянные, ценинные (керамические), деревянные, стеклянные". Каждое предназначалось сразу для двоих или троих соседей по застолью: было даже такое понятие - "сидети во блюде". Так сказать, кто не успел, тот опоздал, в кругу друзей не щелкай клювом.
Второй древней посудой была миска - более глубокая, чем блюдо, что актуально для Руси, издревле любившей горячие похлебки и полужидкие каши. Да и вообще, в глубокое больше входит. Редким исключением были плоские мисы для хлеба, но их чаще именовали "полумисье".
Блюда малого размера подавали менее именитым гостям и называли уничижительно - блюдце, блюдечко, блюдишко. Экономия еды и развитие брезгливости постепенно привели к появлению тарелки, то есть этого самого блюдишка диаметром уже не в 50 - 80 см, а гораздо скромнее. В расходных книгах Белозерского монастыря за 1622 год упоминаются блюда, блюдца и торели. Предположительно "тарелка" у нас возникла из немецкого слова "талер". В XVI веке встречались разные написания этого слова: талера, тарель, торел (ложки тогда, кстати, именовались "лжицы").
Собственно "посуда" впервые встречается в XVII веке. В Новгородских летописях, датируемых 1650 годом, есть такой фрагмент: "... что было домовой посуды, то все пограбили, серебряные суда вынесли или разломили".
Потом ситуация усложнилась: в XVII - XVIII веках появились селедочницы, салатники, соусники, тарелки для горячего, для закусок, десертов, фруктов... С помощью небольшого закусочного блюдца гость умудряется теперь скушать столько же, сколько с древнего блюда в половину стола. А что? Навык есть, инструмент есть, а тренировка - дело наживное.
"Худеем вместе",
1999 г., №21
|
|